Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Вибори      Євроінтеграція     Реформи     Транспорт     Децентралізація     Кадрова політика     COVID-19


Государственный бюджет на 2014 год в зоне риска

Возможные последствия соглашения, подписанного Виктором Януковичем 17 декабря в Москве, сегодня активно обсуждаются в экспертном сообществе. Первая волна эмоциональных комментариев – «все пропало!»/ «все спасено!» от политического агитпропа постепенно сменяются профессиональными оценками и прагматичными рассуждениями.

На повестке дня стоит вопрос принятия и выполнения государственного бюджета на 2014 год. Проблемы, которые интересуют сегодня и промышленников, и экономистов, и аналитиков сводятся к нескольким принципиально важным вещам: финансовое и экономическое положение Украины, состояние государственного управления, пути выхода из острого общественно-политического кризиса.

Экономика Украины находится в преддефолтном состоянии. И российский кредит в $15 млрд. эту ситуацию не исправляет, скорее наоборот. Фактически Украина окончательно уступила внешним инвесторам право решать, когда объявлять дефолт нашей суверенной экономики. Сегодня внешний долг Украины примерно поровну разделен между РФ и западными кредиторами. Кто из них первым, и по какой причине рванется возвращать «свои кровные», сегодня неизвестно. Но Россия уже предупредила – в случае чего «заем будет взыскан по жесткой юридической процедуре». Тем более что эти деньги являются завуалированной формой оплаты газовых долгов (в настоящее время долг перед «Газпромом» составляет $2 млрд.). Таким образом, Россия, в общем-то, ничего не дает Украине, она просто-напросто выделяет деньги для того, чтобы Украина расплатилась по тем долгам, которые уже есть и которые неминуемо будет накапливать.

Снижение цен на газ с $410 до $268,5 за одну тысячу кубометров не означает облегчение ситуации для украинской финансовой системы, поскольку увеличивается объем закупки этого газа. В этой связи интересно задать вопрос: цена в $268,5 включает скидку в $100, предусмотренную «харьковскими соглашениями», или нет? Если не включает, то тогда газ должен был бы стоить $168,5. Сколько в действительно стоит «новый» газ?

Наибольшая сложность состоит в том, что цена на газ для Украины будет пересматриваться в Москве ежеквартально. Это означает, что в случае каких-то сомнений либо же в случае возникновений каких-то трений Россия может отказаться от цены в 268,5 долларов за тысячу кубометров и объявить другую цену. Не исключено, что эта цена может даже быть выше той, которая была ранее. Возникает резонный вопрос: если бюджет Украины рассчитывается в привязке к ценам на энергоносители, то, как же тогда он будет выполняться в 2014-м и последующих годах? Если цена на газ не является стабильной, то, следовательно, и расходы государственного бюджета невозможно запланировать как стабильные и постоянные. Цена на газ определяет рентабельность работы украинских энергетических, металлургических, химических и других энергоемких предприятий. Это, в свою очередь, грозит серьезными социальными и, соответственно, политическими осложнениями. Угроза среднесрочных социальных и политических рисков возрастает.

Кредит сравни наркотику, который может приглушить на какое-то время боль, но не вылечит болезнь. Этот шаг не спасает экономику Украины, а делает ее более энергозависимой от РФ. «Дешевый» и, прямо скажем, лишний газ может остановить начатый в последние три года процесс энергосбережения, поиск альтернативных источников энергоснабжения и т.д. Все те проекты, которые были в программе реформ Президента Украины и правительства (разработки сланцевых газовых месторождений, строительство заводов по разжижению газа и покупки его за пределами Украины, строительство заводов по газификации угля и т.д.), и которые подавались как реальные изменения, сейчас могут оказаться никому не нужными.

Есть еще один важный момент, который заставляет думать о том, что украинское руководство пошло на крайне рискованный шаг, связав себя такими кредитами и обязательствами. Сейчас сложно прогнозировать поведение мировых рынков, в частности, металлургического. В мире вообще наблюдается устойчивая тенденция сокращения потребления и, соответственно, выплавки стали. Украина понесла существенные потери в 2013 году от ограничения  торговли с Российской Федерацией металлопродукцией. Заметим, не по вине украинской стороны. Объективно говоря, у России есть свой металл, который ей нужно куда-то пристроить. Поэтому не факт, что если сегодня украинскую трубу и арматуру вернули на российский внутренний рынок, они там останутся надолго.

Много рисков скрывается и в реализация совместных украино-российских военно-технических проектов. Это одна из наиболее закрытых по понятным причинам сфер сотрудничества. Но дело не только в режиме секретности, но также и в массе деталей, выполнении технических регламентов и стандартов, которыми обставлена такая работа. Согласно законам Российской Федерации, сотрудничество в военно-технической, оборонной сфере с зарубежными странами может осуществляться только при условии, если ФСБ РФ проведет соответствующую сертификацию иностранного предприятия и выдаст разрешительное заключение. То есть оборонные предприятия Украины, которые будут вовлечены в процесс сотрудничества, должны стать абсолютно открытыми перед спецслужбами другого государства и работать по его техническим регламентам.

Но, принимая во внимание достаточно напряженный характер политических и экономических отношений между Россией и Украиной в прошлом, можно сделать вывод, что Кремль не доверяет руководству Украины и поэтому стремится обставить это соглашение максимальным количеством предохранителей от возможных рисков. Поведение Российской Федерации в этом смысле абсолютно понятно. А вот дальнейшие шаги Украины пока неизвестны.

Эксперты считают, что для Украины оптимальным вариантом было бы смягчение экономической ситуации, снятие социально-политической напряженности в обществе и продвижение Украины в сторону подписания соглашения с ЕС. В частности, речь идет о подписании политического соглашения с ЕС в настоящее время и обстоятельной подготовке к подписанию экономического в ближайшей перспективе.

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: Прийнято Закон, який дозволяє громадам використовувати кошти спецфонду під час воєнного стану
Ніхто за нас економіку не запустить, треба повертатися до роботи – Резніченко
У двох громад Дніпропетровщини з’явиться бюджетний симулятор
Горсовет Днепра принял бюджет на 2021 год
Приняли. Что получат украинцы от бюджета 2021 года