Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Допомога ВПО      Відбудова України      Євроінтеграція     Реформи     Децентралізація                                                                                Корупція      Декомунізація      Е-урядування      Кадрова політика     Вибори


Общество переросло власть. И с этим нужно считаться

«Евромайдан» стал не только главным событием и итогом уходящего 2013 года, но и, безусловно, войдет в историю независимой Украины как один из ее сильных брендов. Сегодня много комментариев относительно причинно-следственных связей событий конца ноября — декабря: срыв евроинтеграции в Вильнюсе, студенческий протест и его кровавый разгон, эскалация конфликта в Киеве и распространение протестного движения по всей стране, внешняя борьба оппозиции и власти, внутренняя борьба различных группировок внутри обоих лагерей, и тому подобное.

Все это правильно и заслуживает внимания. Но, вместе с тем, этот набор внешних проявлений — лишь отражение глубинного сдвига в запутанной конструкции постсоветской модели Украины. Какого? Может, что-то произошло в системе организации и функционирования власти?

Давайте посмотрим, что получилось после того, как четвертый президент перетащил на себя почти все одеяло власти. А получился кризис. Как и у предыдущего президента номер три, который был словно голый король – лоскута власти у него оставалось разве что прикрыть причинное место.

В украинской экономике, как в концентрированном отражении ее же политики, ситуация адекватная – «все пропало». Разница лишь в масштабах этого «пропало»: при одном воровали треть, при другом – половину.

Что в этой ситуации могут чувствовать граждане? Да примерно то же, что и герой фильма «Чапаев»: «Белые пришли – грабят, красные пришли тоже грабят. Куда крестьянину податься?».

Демократичный Ющенко и авторитарный Янукович – они такие разные, а результат получился одинаковый. Один убил у народа веру, второй надежду. Любовь спасается бегством.

И поэтому сегодня граждане власти не верят гораздо больше, чем всем политикам и партиям, ее представляющим, вместе взятым. Социологическое вскрытие показало, что так считают четыре из пяти украинцев. А это уже больше, чем наука социология. Это вопрос легитимности власти как таковой.

Майдан нечто больше, чем открытая форма гражданского протеста. Это диагноз и приговор одновременно для отживших свое время политических и государственных моделей управления. Это вырвавшийся наружу конфликт не только власти и общества, но также поколений и социальных групп, его составляющих.

Социологи засвидетельствовали: молодежь в возрасте до 30 лет на две трети состоит из сторонников евроинтеграционного пути развития страны. Они молоды (а, значит, еще здоровы), образованы, хотят лучшей жизни. Поэтому они считают, что будут конкурентоспособны в условиях ЕС. Молодежь и люди среднего возраста самые активные пользователи Интернета, самый главный сектор внутреннего потребления и инвестиций, самая многочисленная группа наших туристов за рубежом, и много чего еще. Им не просто хочется другой, «той» жизни, а они хорошо с ней знакомы, и она их не пугает.

«Хочется-перехочется-перетерпится», примерно так можно сформулировать позицию правительства Азарова. Это поведение отца-домостроевца по отношению к подростку – «пойдешь гулять, когда я разрешу». А ребенок-то уже вырос, и упрямство папаши может выйти ему боком.

Власть, зависшая в советском «вчера», не смогла или не захотела заметить очевидного. За двадцать лет не просто выросло новое поколение, оно — другое. Сегодня это поколение – основная бюджетообразующая группа населения, сегодня оно составляет базовую единицу общества – семью, сегодня от его труда и квалификации зависит состояние дел в реальной экономике. И это поколение справедливо требует, чтобы с его мнением власть считалась. Потому что оно ее содержит.

В конце 80-х годов СССР и Украину, в первую очередь, сотрясали мощнейшие шахтерские забастовки. На майданы вошел самый многочисленный отряд рабочего класса, и власть испугалась народа, на шее которого она сидела. Но выводов не сделала. Потом был 1991 год.

Сегодня самая распространенная и активная профессия – предприниматель. И «податковый майдан» в Киеве был первым толчком власти от нового общества. Власть не поняла месседжа, и не оценила последствий своих действий. Она по-прежнему считает, что кормит народ и без нее он пропадет. А народ считает, что она его грабит и без нее будет только лучше.

Сегодня «майданит» всю Украину как вширь, так и вглубь. Этот процесс не прекратится, даже если формально майдан разойдется. Протестное поле ширится, обрастая уже не только политическими, но все больше социальными темами. Новое общество не согласится со старой властью, это уже ясно. У власти есть два пути – согласиться на компромиссные решения, или же для нее все закончится как обычно.

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: В Днепре протестовали против законопроекта «О риелторской деятельности в Украине»
В Днепре протестовали против назначения Шкарлета и.о. министра образования
В Днепре предприниматели на час закрыли торговые точки, протестуя против «тотальной фискализации»
Бывшие пациенты и работники наркодиспансера вышли с протестом в Днепре
В Днепре прошла акция против насилия над женщинами