Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Вибори      Євроінтеграція     Реформи     Транспорт     Децентралізація     Кадрова політика     COVID-19


«Топ — десятка» наиболее резонансных событий 2013 года, связанных с образованием

Центр образовательного мониторинга определил рейтинг самых резонансных событий в образовании в 2013 г. В «топ — десятку» вошли как положительные, так и отрицательные, по оценкам экспертов ЦОМ, события и явления, связанные с образованием.

Рейтинг составлен на основании внимания к событиям в экспертной среде, мониторинга упоминаний в средствах массовой информации и активности обсуждений в социальных сетях.

Положительные:

1. Студенческое движение за евроинтеграцию и защиту человеческого достоинства.

Неприятие в молодежной, в частности студенческой, среде отказа руководства страны от подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС, грубый погром, совершенный ночью 30 ноября спецподразделением «Беркут» против студентов – участников законной мирной акции на Майдане Независимости в Киеве привели к многотысячным студенческим акциям в поддержку курса на евроинтеграцию, требованиям привлечь к ответственности лиц, которые отдавали приказ об избиении и выполнявших его, а также студенческими забастовками в поддержку идей Евромайдана.

В контексте событий ноября – декабря значительное развитие и структурирование получило студенческое самоуправление, появляются новые формы диалога между студентами и руководством университетов; студенчество предстает как активное и самодостаточное общественное движение.

2. Достижение консенсуса между двумя ключевыми группами разработчиков нового Закона Украины « О высшем образовании»

В процессе разработки нового Закона Украины «О высшем образовании» в Верховной Раде Украины тремя различными группами было зарегистрировано сразу три законопроекта: законопроект № 1187-2, внесенный народным депутатом Балогой и разработанный рабочей группой под руководством академика М. Згуровского; законопроект № 1187 -1 от трех оппозиционных партий, разработанный рабочей группой под руководством Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Лилии Гриневич; законопроект № 1187 от представителей парламентского большинства.

В июне 2013 Л. Гриневич заявила, что оппозиция уступает свой законопроект в пользу законопроекта М. Згуровского, поскольку, по ее словам, именно этот документ среди трех, имеет шанс на принятие в парламенте, поскольку не вызывает острых политических противоречий, как два других, разрабатывался при участии Правительства, принят различными институтами и в случае его принятия Верховной Радой и введения в действие есть шансы на качественный рост высшего образования в Украине. После этого законопроект М. Згуровского был поддержан профильным парламентским комитетом.

3. Увеличение по сравнению с предыдущими годами, бюджетного финансирования печати школьных учебников.

На издание, приобретение, хранение и доставку учебников и пособий для студентов высших учебных заведений, учеников общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений и воспитанников дошкольных учебных заведений, правительство выделило в 2013 невиданную до сих пор сумму – более 243 млн. грн. При этом, как свидетельствуют результаты аудита Счетной палаты Украины за 2010-2012 гг., увеличение финансирования сопровождается непрозрачным, неэффективным, неэкономным и с нарушениями расходованием Министерством образования и науки средств на учебники.

Отрицательные:

1. Задержки выплаты заработной платы педагогическим работникам и стипендий студентам.

Проблема своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, в том числе надбавок, работникам образования и стипендий студентам высших учебных заведений оставалась актуальной на протяжении всего года. Особенно она обострилась во втором полугодии. По данным Профсоюза работников образования и науки, на конец 2013 г. на зарплаты педагогов не хватало 3 млрд. грн.

В связи с задержками выплаты стипендий Студенческий координационный совет отвел МОН 24 часа на погашение задолженности и объявил, в случае невыполнения требований, на 25 декабря всеобщую мобилизацию студентов возле памятника Тарасу Шевченко в Киеве.

2. Репрессии против студентов – участников Евромайданов; административное давление на педагогов для склонения их к участию в уличных акциях в поддержку власти.

По данным студенческих активистов, ректоры многих высших учебных заведений всевозможными методами, от угроз лишить стипендии и до отчисления из ВУЗа, старались не допускать участия студентов в протестных акциях в поддержку евроинтеграции. Правительство Польши объявило о намерении создать 50 стипендий для тех украинских студентов, которые будут отчислены за участие в митингах на Евромайдане.

Во многих регионах педагогических работников по негласному распоряжению местных органов управления образованием склоняли к участию в « антимайдановских» акциях, как в рабочее, так и в нерабочее время.

3 . Мониторинг «остаточных знаний » в 5- х – 10- х классах.

Согласно приказу МОН № 995 «Некоторые вопросы мониторинга качества общего среднего образования» мониторинг качества образования по результатам обучения учащихся 5- х и 10- х классов соответственно в начальной и основной школе был запланирован на 14 – 25 октября 2013 г. Мероприятие вызвало резкие протесты, как педагогов, так и родителей учеников, поскольку не было педагогически мотивированным (ученики уже прошли в конце прошлого учебного года государственную итоговую аттестацию за 4-й и 9 -й классы), а также на его проведение не предусматривалось использование средств государственного бюджета. Родители выражали несогласие с приобретением сборников мониторинга за свой счет. В связи с негативной реакцией общественности МОН перенесло сроки проведения мониторинга на период с 12 ноября по 12 декабря. Официальной причиной переноса было названо изменение графика проведения ученических каникул в отдельных регионах. По завершению мониторинга пресс-служба МОН сообщила, что «и учителя, и родители, и ученики воспринимают мероприятие положительно».

4. Коррупционный скандал вокруг ректора Национального университета государственной налоговой службы Украины П. Мельника

В конце июля 2013 ректор П. Мельник был задержан во время получения им взятки за поступление его родственников в Национальный университет государственной налоговой службы Украины, ректором которого он был. Суд постановил оставить П. Мельника под домашним арестом. На него было одето электронное средство слежения. 9 августа стало известно, что П. Мельник, странным образом избавившись от электронного браслета, исчез в неизвестном направлении.

«Дело Мельника» стало символом коррупции в системе образования и стало причиной активизации дискуссий о настоятельной необходимости ее искоренения.

5. Учебники с ошибками для начальной школы.

В 2013 резонансной темой, которая активно обсуждалась в экспертной среде и общественностью, стало ненадлежащее качество некоторых новых учебников для учащихся начальной школы, отпечатанных и доставленных к ученикам за средства государственного бюджета. В частности, Институт украинского языка НАН Украины признал учебник по математике для учащихся 1 – 2-х классов таким, который нельзя использовать в учебном процессе. Ученые Института обнаружили в новых учебниках многочисленные орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические, логические, а также технические ошибки.

Министр, другие чиновники МОН и сотрудники подчиненных министерству учреждений делали противоречивые заявления по ситуации, то отвергая наличие ошибок, то заявляя, что они незначительные и малочисленные, то обещая исправить ситуацию.

6. Падение позиций украинского образования в международных рейтингах.

Так, например, по ежегодному Отчету о глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report 2013-2014) по показателю «Качество начального образования » Украина поднялась на 7 позиций (37 место) и вернулась к показателям 2008-2009 годов; по показателю «Охват начальным образованием» опустилась на 4 места (94 место); по показателю«Охват средним образованием» опустилась на 5 позиций (54 место); по показателю«Качество образовательной системы» опустилась на 9 позиций (79 место); по показателю«Качество математического образования» поднялась на 6 позиций (28 место); по показателю «Качество управления школами» поднялась на 2 позиции (115 место), но при этом в сравнении с 2008-2009 гг. опустилась на 44 места; по показателю «Подключение школ к Интернету» опустилась на 8 ступеней (70 место) и фактически вернулась к уровню 2008-2009 гг.

В целом за 2010-2013 годы по сравнению с показателями «The Global Competitiveness Report 2009-2010» украинское образование суммарно потеряло 63 рейтинговые позиции.

7. Дальнейшее нивелирование ВНО.

После того, как, начиная с 2010 г., ВНО как единая для всех процедура поступления в вузы, была «разбавлена» освобождением от его прохождения новых, кроме определенного количества «льготников», групп абитуриентов (те, что окончили школу до внедрения ВНО т. д.); предоставлением преференций слушателям платных подготовительных курсов при вузах; определением среднего балла школьного аттестата в 200-балльной шкале и т. д., сейчас внешнее независимое оценивание, по сути, не развивается.

Банк тестовых заданий в последние годы практически не пополняется, технологии проведения также застыли. Заявления о том, что профильное министерство намерено сделать банк тестовым задач открытым свидетельствуют о непонимании специфики различных моделей проведения тестирования.

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: Образование и пандемия: что украинцы думают о дистанционном обучении
Два вуза, три колледжа и техникум. В Кривом Роге из нескольких заведений создают новый государственный вуз
Как в Днепре завершится учебный год
В Днепре началась онлайн-регистрация в первые классы
На Днепропетровщине заработало управление Государственной службы качества образования