Вне всякого сомнения, законы, принятые 16 января, не могли оставить украинское общество безучастным, о чем свидетельствует волна возмущения, которая прокатилась по всей стране. Она уже перехлестнула Майдан и теперь разливается по всей Украине. Случайны ли эти события?
Если внимательно проанализировать так называемые «законы 16 января» (10 законов и 7 кодексов) то, с одной стороны, может показаться, что ничего страшного и не произошло, ибо абсолютное большинство принятых норм и до этого существовали в украинском законодательстве. Парламент пошел лишь по пути накручивания и ужесточения степени ответственности. Конечно же, это не относится к статье о клевете в Криминальном Кодексе Украины, которая полностью реанимирует соответствующую советскую практику. Но с другой стороны, безусловно, что все эти законы приняты для того, чтобы подвести всех протестующих под свежеиспеченные уголовные статьи. Таким образом, одним ударом Парламент Украины усилил криминализацию всей страны. В настоящее время это является одной из самых существенных угроз, с которой мы столкнулись в Украине за последние 20 лет. Принятые Верховной Радой в «ручном режиме» законы уже нанесли Украине непоправимый урон на международной арене.
Под удар попали онкобольные, автомобилисты и футбольные болельщики
Вторым аспектом анализа должно быть рассмотрение состояния этих статей применительно к социальным группам граждан, которые могут оказаться в поле их действия. Эскалация противостояния протестных групп становится все больше, их социальная база расширяется. И здесь мы видим, что власть фактически смогла сформулировать для оппозиции очень четкую повестку дня.
Закон, запрещающий движение в колоне больше пяти автомобилей, напрямую касается всех автомобилистов. И хотя такая норма существовала и прежде и каралась штрафом, то теперь за это можно лишиться машины. Почувствуйте разницу.
Закон о регистрации неправительственных организаций как иностранных агентов, в первую очередь ставит под удар те благотворительные фонды, которые оказывают социальную и медицинскую помощь – онкобольным детям, инвалидам, людям, которые живут с ВИЧ, больным туберкулезом и т. д. Ведь не секрет, что при существующем финансировании медицинской и реабилитационной помощи в Украине, без международной помощи такие граждане просто потеряют право на жизнь. В этом случае почувствовать разницу между тем, «что было» и тем, «как стало», человек уже просто не сможет.
Парадокс заключается в том, что среди организаций, которые получают помощь из-за рубежа, примерно треть являются государственными. И согласно свежепринятым поправкам к Налоговому Кодексу Украины в случае получения средств из-за рубежа неприбыльный статус потеряют не только общественные организации, благотворительные фонды, профессиональные и творческие союзы и т. д., но и органы государственной власти и местного самоуправления, а также созданные ними учреждения или организации, которые содержатся за бюджетные средства. Поэтому будет очень интересно наблюдать, как тот или иной орган власти будет оправдываться в том, что он, получая техническую или гуманитарную помощь от международных фондов и зарубежных правительственных организаций, не является «иностранным агентом».
Совершенно предсказуемой была реакция и футбольных болельщиков на требования идентификации личности при покупке билетов и прохождении на стадионы. И все это в совокупности привело к тому, что в настоящее время количество протестующих резко возрастает и отступать им некуда. Поскольку лозунг «Свобода или смерть!» становится буквальным.
Чем чревато введение чрезвычайного положения на Украине
К вопросу о масштабах сопротивления, если власть все же пойдет на введение чрезвычайного положения в Украине. Начнем с того, что опыта подобной практики в Украине нет. Поэтому применение этих норм приведет к массовому нарушению прав и свобод людей. Более того, породит колоссальные злоупотребления, насилие, грабежи и другие подобные деяния.
В настоящее время аналитики задумываются над тем, возможно ли сопротивление нормам чрезвычайного положения и сходятся во мнении, что такое действительно возможно, разница лишь в прогнозируемых масштабах.
По данным исследования, проведенного фондом «Демократические инициативы им. И. Кучерива» и озвученного его директором Ириной Бекешкиной, уже сейчас люди готовы принимать участие в силовых акциях. «Например, в вооруженных объединениях готовы участвовать 0,9 процента. Но с другой стороны, это немало. Это более 300 тысяч человек», — сказала Бекешкина. «В Западной Украине это более трех процентов. Западная Украина станет для власти Вандеей. В Украине насадить авторитарный режим можно только с помощью кровавой диктатуры, и то не везде», — считает социолог. Количество граждан, готовых принимать участие в силовых акциях примерно сопоставимо с общей численностью личного состава правоохранительных органов Украины.
Можно подсчитать, что на Майдане находится один из примерно 50-ти тех, кто разделяет позиции протестующих, но пока не имеет физической либо финансовой возможности присоединиться к ним в Киеве. Теперь представим, что будет, если в случае разгона Майдана эти протестующие вернутся в свои регионы и получат поддержку нескольких десятков солидарных с ними граждан. Ведь уже сегодня мы видим, что происходит в ряде регионов Западной и Центральной Украины, когда люди берут штурмом областные администрации. Так что предупреждение социологов о том, что Украину может захлестнуть волна повстанческого движения в западных регионах и волна партизанского движения в городах Центральной и Восточной Украины, вполне обосновано.
И вот здесь может начаться самое непредвиденное. Проблема в том, что в регионах, которые считаются электоральной базой Партии регионов, накопилось множество обид, разочарований и ненависти, которые могут выплеснуться в акты индивидуальной мести. И не только те люди, которые сражались с властью на Майдане по идейным соображениям, но и вчерашние «титушки», услуги которых будут не нужны, могут быстро пополнить ряды таких городских мстителей. Война всех против немногих на фоне нищеты и коррупции в до предела криминализированной стране. Неужели мы этого добивались?
Венецианская комиссия и ОБСЕ полностью одобрили эти законы.
Нормы украинского законодательства соответствуют европейской практике, и являются «цивилизованным ответом властей на беспорядки», сообщил руководитель Института социально-экономического моделирования Орест Сохар.