Новый Формат

     СПЕЦПРОЕКТЫ:      Выборы 2015      Евроинтеграция     Реформы     Транспорт     Децентрализация     Кадровая политика


Реформа образования: процесс, длиною в четверть века

Вот уже более двадцати лет, фактически с момента обретения Украиной независимости, идет речь о реформировании отечественной системы образования. Основными недостатками этой системы эксперты считают ограниченную автономию учебных заведений, неэффективность государственного финансирования и коррупцию. Причем все эти проблемы взаимосвязаны и все вместе приводят к ухудшению качества образования. За двадцать лет высшая школа несколько продвинулась в сторону Болонской системы, но не настолько глубоко, как это декларировалось чиновниками от науки.

В 2010 году в программу экономических реформ новоизбранного Президента Виктора Януковича вошла и реформа образования. Ее целью заявлялось усиление конкурентоспособности украинской школы. Реформа планировалась как комплексная и должна была коснуться всех уровней образования — от дошкольного до высшего. Впрочем, ее постигла та же участь, что и все остальные «реформы» времен правления Януковича – сокращение бюджетных расходов в ущерб самой отрасли. Повсеместно закрывались школы, уровень доступа к знаниям в сельских районах, и без того невысокий, стал и того ниже. Произошло укрупнение вузов, что вызвало многочисленные акции протеста студентов и преподавателей, в том числе и в Днепропетровске. Протестующие обвиняли власти в бездумном объединении разнопрофильных учебных заведений лишь ради сокращения бюджетных расходов на их содержание и высвобождения недвижимости, расположенной в центральной части города.

Произошли, впрочем, и однозначно позитивные изменения (например, увеличение количества мест в детских дошкольных учреждениях), но они были единичны, и скорее являлись исключением из правил. Многое из того, что чиновники от образования и представители местных властей объявляли реализованным, по сей день остается лишь на бумаге (наиболее яркий пример — электронная очередь в детсады и полная компьютеризация сельских школ). Таким образом, новое руководство государства, получившее в свои бразды правления после еврореволюции, вновь столкнулось с необходимостью реформирования системы образования, ибо, как уже было сказано выше, процесс этот двигался ранее очень медленно, часто буксуя на месте, а иногда даже откатываясь назад.

Средняя школа

В настоящее время новая власть, похоже, сосредоточилась на оперативном устранении тех негативных явлений, которые появились во времена Януковича-президента. Так, Верховная Рада ввела мораторий на закрытие школ — народные депутаты поддержали в первом чтении и в целом проект постановления № 2922 «О введении моратория на закрытие общеобразовательных учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности». За соответствующее решение проголосовали 245 депутатов.

Данное постановление предлагает ввести мораторий на закрытие общеобразовательных учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности до принятия нового государственного бюджета на 2015 г. поскольку «недопустимо закрытие общеобразовательных учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание».

Также данным постановлением Рада обязала Кабинет министров Украины поручить местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления проанализировать ситуацию относительно функционирования школ государственной и коммунальной собственности в городах и сельской местности с учетом прогнозируемых демографических изменений и принять меры по приостановлению их необоснованной ликвидации.

Также правительство должно принять безотлагательные меры по изменению условий финансирования общеобразовательных учебных заведений государственной и коммунальной собственности.

Кроме того, Кабмин должен проанализировать ход выполнения государственной программы «Школьный автобус» и предусмотреть в госбюджете на 2015 г. увеличение средств на ее финансирование. Данная программа одна из тех, что предыдущей властью объявлялась приоритетной, а воплощалась в жизнь достаточно скромными темпами.

Помимо закрытия школ, новое руководство Минобразования не согласно и с отменой 12-летнего обучения в школах

Министр образования Сергей Квит считает, что 12-летнее образование в школы рано или поздно вернется – «нравится это кому-то или нет».

По словам министра, сейчас этот вопрос вынесен на обсуждение экспертного сообщества.

12-летку ввели в 2002 году, а в 2010-м отменили. В Минобразования тогда победили сторонники мнения, что школьный курс чрезвычайно затянут и требует слишком больших затрат. Учитывалась и позиция учеников — многие не хотели продолжать ходить в школу до 18–19 лет.

Высшая школа

В планах нового министра не только увеличение срока обучения в школе. Он также собирается значительно сократить количество вузов в Украине, которых сейчас насчитывается более 800, а также измененить правила поступления в высшие учебные заведения. Это одна из немногих инициатив прежней власти, которая нашла поддержку у Минобразования.

«В Украине где-то около 800 университетов, и в целом где-то более 800 высших учебных заведений. Конечно, это очень много. Украинская экономика не может выдержать такое огромное количество университетов, которое у нас есть. Университеты будут сливаться, укрупняться. Отдельные будут закрываться», — сказал новый министр.

Вместе с тем, он отметил, что ведомство не будет влиять на данный процесс, а создавать для него лишь необходимые возможности. Все это нужно для того, чтобы Украина имела в недалеком будущем качественные, конкурентоспособные на международной арене университеты, сказал Квит.

По словам первого заместителя министра образования и науки Инны Совсум, реформа высшей школы должна обеспечить общественный контроль за качеством высшего образования. Предусмотрено создание Независимого агентства по обеспечению качества высшего образования, которое будет выдавать разрешение на открытие новых специальностей. Основной функцией агентства станет контроль за выполнением минимально необходимых требований для обеспечения учебного процесса в соответствии со стандартами, которые будут утверждать министерство.

Университеты, выполнив эти минимальные требования, внедрят внутренний публичный мониторинг качества. Важно, что общественность, абитуриенты и работодатели смогут ознакомиться с результатами такого мониторинга, ведь его результаты вузы будут размещать на своих сайтах.

Законопроект 1187-2 закладывает основы для решения обеих проблем. С одной стороны он гарантирует финансовую автономию — снимает некоторые пошлины и налоги, легализует фонды устойчивого развития — такие себе гарантийные финансовые подушки, которые есть у многих мощных американских университетах. Также он позволяет управлять собственными поступлениями не из системы казначейства.

Реформа ставит точку на ректорском всевластии в украинских университетах. Во-первых, ректоров будут избирать на всеобщих, тайных и прямых выборах все работники университета, а количество студентов, которые будут принимать участие в голосовании, значительно возрастет. Во-вторых, будет упрощена процедура отзыва ректора с должности — теперь она станет вполне возможным, поэтому ректоры будут вынуждены считаться с мнением коллектива. В-третьих, уменьшен срок каденции ректора — ректоры всех университетов будут находятся в должности 5 лет и не более двух сроков. Таким образом, университетские власти и ректоры, в чьих руках и в дальнейшем будут сконцентрированы основные полномочия, будут находиться под постоянным общественным контролем.

Законопроект предусматривает снижение годового объема учебной нагрузки на треть до 600 часов. Вместе с тем нагрузка будет снижена для студентов, ведь количество часов в одном кредите ECTS будет составлять 30 часов (сейчас 36 часов). Это позволит качественно переформатировать учебные программы, отсеять многие лишних дисциплин, которые сейчас просто дублируют друг друга. А уменьшение нагрузки для студентов позволит повысить требования к ним, в частности создаст полноценные условия для борьбы с плагиатом.

После изменения законодательства украинские университеты получат право на окончательное признание иностранных дипломов и научных степеней. Таким образом, будет ликвидирован многолетнее научное гетто. Впервые зарубежные профессора будут приравнены в правах к украинским, что однозначно будет способствовать их привлечению к учебному процессу. «Кандидаты наук» исчезнут и появятся «доктора философии». Университеты смогут вводить полноценные гостевые курсы с участием ведущих иностранных специалистов. В первую очередь, эта новость порадует украинских ученых, которые не возвращались на родину именно из-за того, что их зарубежный научный степень нужно было еще раз подтверждать.

***

Таким образом, подытоживая инициативы новой власти в сфере реформирования образования, можно смело сделать вывод, что она столкнулась с теми же вызовами и проблемами, что и в 2010 году ее предшественники. И видение путей решения этих проблем у нее похожее (разве что общественному контролю и самоуправлению отводиться значительно большая роль). Дело лишь за тем, чтобы это видение было подкреплено политической волей в реализации намеченных шагов. Отсутствие такой воли до сегодняшнего дня было главным препятствием на пути реформирования отечественного образования.

Оставить комментарий

*

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не доступны.
Материалы по теме: Еще один вуз в Днепре будет готовить государственных управленцев
В Днепре возле горсовета сотрудники школ и детсадов митинговали за право работать
На Днепропетровщине появятся семь современных школ IТ и робототехники — Валентин Резниченко
Образовательная евроинтеграция: как это работает на примере Ужгородского национального университета
Зарплата и свобода учителей: что меняет закон «Об образовании»