Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Допомога ВПО      Відбудова України      Євроінтеграція     Реформи     Децентралізація                                                                                Корупція      Декомунізація      Е-урядування      Кадрова політика     Вибори


Что может снизить цены на бензин в Украине

На прошлой неделе цены на бензин побили исторический рекорд. Топливо на АЗС дорожало каждый день, в среднем на 50 коп. В результате, за минувшие семь дней средневзвешенная стоимость бензина повысилась на 2,5 грн. В пятницу А-92 и дизтопливо премиальные заправщики предлагали уже по 20,50 грн/л, а А-95 – по 21 грн/л. Об этом сообщает «Сегодня.ua».

Почему растут цены

По данным статистики, в Украине 80-85% розничных продаж автомобильного топлива (бензина и дизельного) приходится на импортную продукцию. В структуре розничной цены топлива около 50% составляет цена на границе, которая напрямую зависит от курса валют. Поэтому при значительном снижении мировых цен на нефть, наши импортеры платят за бензин в гривне намного больше, чем при старых нефтяных ценах.

Кроме того, повышен акциз на топливо. Ставка для моторных бензинов увеличена с 198 евро/тонна до 202 евро/тонна, а на дизельное топливо – с 98 евро/тонна до 100 евро/тонна (стандарт Евро-4,5), и с 128 евро/тонна – до 132 евро/тонна (стандарт Евро-2,3). На сумму акциза начисляется также и НДС. Так что и этот компонент цены растет в гривне.

К тому же нефтепродукты последнее время закупались и продолжают закупаться не по официальному, а по более высокому «коммерческому» курсу.

С 1 января введен новый сбор – 5% от розничной цены на подакцизные товары, включая автомобильное топливо.

В итоге, по расчетам консалтинговой компании «А-95», получается, что при курсе 25 грн за доллар цена бензина и дизтоплива должна быть 23 грн за литр.

АМКУ время от времени заводит дела на операторов розничного рынка нефтепродуктов, подозревая их в сговоре, но эксперты рынка утверждают, что оснований для подобных обвинений нет, да и в судах до сих пор нет ни одного дела.

Что же касается уровня цен, то ведущим операторам, получающим прибыль с оборота, а не за счет наценки, высокая стоимость нефтепродуктов на заправках невыгодна, ведь по итогам прошлого года продажи на АЗС уже упали почти на 20%, а последние месяцы вообще падали на 25%.

Структура розничной цены на бензин А-95 в Украине

(январь 2015)

Источник: консалтинговая компания «А-95»

Структура розничной цены на бензин в США

(декабрь 2014)

Источник: eia.gov

Побочные эффекты роста цен

В условиях сокращения спроса и уменьшения покупательной способности населения операторы вынуждены максимально сокращать свою маржу (хотя у легально работающих компаний она в рознице и так не превышала 5%).

Стали чаще экономить и за счет «компромиссов» с качеством топлива – увеличилось количество фальсификата. Способствует развитию этой тенденции то, что государство практически устранилось от контроля за качеством топлива. И вместо того, чтобы путем такого контроля расширять налогооблагаемую базу, повышает налоги на тех, кто пытается работать легально. А о принципе «выше качество — ниже налоги», действующем во всех экономически развитых странах, нам остается мечтать.

Что может остановить цены

При стабилизации курса гривны цены на АЗС также успокоятся и начнут реагировать на цены нефтяного рынка (как было уже неоднократно ранее).

Системно же уменьшить зависимость этих цен от курсовых колебаний можно только за счет развития отечественной нефтепереработки. Формально, в Украине есть семь предприятий, которые могут производить автомобильное топливо: шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГРЗ).

Но работают сейчас только Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, а Одесский НПЗ находится в полурабочем состоянии. Общая беда всех этих предприятий – техническая отсталость, поэтому топливо производится невысокого качества и с большими потерями сырья.

Для стимулирования их модернизации государство могло бы пойти на отмену НДС при импорте нефти для целей переработки, установить льготные пошлины на ввоз оборудования, необходимого для модернизации НПЗ, а по мере развития отечественного производства – вводить пошлины на импорт топлива. Тем более, что для внутреннего производства топлива удешевление гривны – во благо.

Мировые цены

По состоянию на 9 февраля этого года, средняя мировая цена на бензин составляла $1,04 за литр, но разброс цен между странами очень большой. Как правило, в богатых странах цены выше, а в бедных и странах, которые производят и экспортируют нефть, – цены ниже. Единственным исключением являются США, экономически развитая страна с низкими ценами на бензин. Объясняется такое разнообразие цен применением в странах разных налогов и субсидий на бензин.

 

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: Дорогая осень: Украину ждет повальный рост цен
Вероятность снижения цены на бензин в Днепропетровской области равна 1-2%, — эксперт