Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Допомога ВПО      Відбудова України      Євроінтеграція     Реформи     Децентралізація                                                                                Корупція      Декомунізація      Е-урядування      Кадрова політика     Вибори


На Днепропетровщине объединенные территориальные громады получат ряд налоговых и бюджетных преференций

С принятием новой законодательной базы в сфере децентрализации, в Днепропетровской области старт реформы начался с процесса добровольного объединения громад. Об этом во время «круглого стола» на тему «Децентрализация власти: достижения, риски и возможности для Днепропетровщины» рассказал и.о. директора департамента экономического развития Днепропетровской облгосадминистрации Алексей Псарев.

Что было сделано областной администрацией?

Под руководством председателя Днепропетровской ОГА В. Резниченко, согласно этому закону, согласно принятой методике, которую утвердил Кабмин, областная администрация еще в апреле сформировала проект Перспективного плана объединения наших громад. Мы формировали его исключительно на основании предложенной методики. Проанализировав все составляющие: финансовую, экономическую, проанализировав имеющуюся на наших территориях инфраструктуру, мы предложили областному совету некую новую карту устройства области, которую областной совет утвердил в качестве проекта перспективного плана. Этот проект был доведен до всех громад и в течение месяца наши территориальные громады его отрабатывали, обсуждали и давали свои замечания и предложения.

В Днепропетровской области было проведено большое количество мероприятий с участием регионального Офиса реформ – коммуникативного органа, который работает непосредственно на местах и объясняет людям все плюсы и минусы объединения. Также была создана рабочая группа в областной администрации по вопросам объединения громад. В течение апреля мы провели три заседания, заслушали всех представителей городов и районов, и сформировали наш перспективный план. В конце мая, 27 числа, он был утвержден на очередной сессии Днепропетровского областного совета, 28 мая мы защитили его в Кабинете Министров и в тот же день передали на утверждение, как это предусмотрено законом и методикой.

Хочу сказать, что на сегодня Кабинет Министров Украины уже согласовал со всеми заинтересованными министерствами наш документ и, я надеюсь, на этой неделе он будет принят. Его принятие, по сути, станет отправной точкой, юридическим стартом процесса объединения нашей области.

Также хочу заметить, что на сегодня в Украине свои перспективные планы утвердили всего 11 областей из 24-х. Перспективный план Днепропетровской области первым выносится на Кабмин. С учетом того, что до проведения местных выборов остается не так много времени, то, скорее всего, в Украине только в Днепропетровской области некоторые громады успеют принять в них участие уже как объединенные.

Что такое объединенная громада?

У нас на сегодня в Днепропетровской области 389 бюджетов, 376 громад. Согласно нашему Перспективному плану, созданному на основе пожеланий и предложений, которые нам были доведены нашими районными администрациями и районными советами, в нашем Перспективном плане предлагается создать 89 объединенных громад. Из них 13 – это города областного значения, которые остаются в таких же границах и с теми же полномочиями, статусом, что и сегодня, и 76 новых объединенных громад. Хочу сразу сказать, что границы районов согласно плану не предполагается изменять. Сельские, поселковые советы будут объединяться в объединенные громады только в границах района. Получается, что в каждом районе у нас предполагается создание от 1 до 6 громад. Есть три района области, в которых предполагается создать одну объединенную громаду, то есть громада – это весь район. Все остальные районы будут делиться на две, три, четыре, пять или шесть громад.

Таким образом, на сегодня у нас есть так называемые «пилотные» села и поселки, которые уже практически сегодня готовы идти по пути объединения. У них подготовлены все необходимые для этого документы, и мы ждем от Кабинета Министров юридического прецедента под названием «Распоряжение об утверждении Перспективного плана Днепропетровской области». Таким образом, девять будущих громад уже находятся на низком старте, они готовы начинать объединение, выходить на свои сессии, передавать документы в областную администрацию, в областной совет на утверждение. А после этого передавать их уже в Киев на окончательное утверждение и получить статус объединенной территориальной громады.

Какие выгоды получат территориальные громады после добровольного объединения?

У нас есть масса сел, поселков, которые когда-то были вместе, но, по разным причинам, их разъединили. Объединение станет для них возвратом к исторически сложившимся традициям.

Также объединенные громады получат определенные материальные и финансовые стимулы и преференции. Во-первых, они сами будут распоряжаться своими ресурсами, прежде всего землями. Если сегодня наши поселковые, сельские советы распоряжаются землей в границах населенных пунктов, то после объединения они будут распоряжаться землей всей объединенной громады. Грубо говоря, если сегодня сельский совет и село, которое там, в центре находится, это 5-10 кв. км, то объединенная громада – 200-300 кв. км. Разница существует. Во-вторых, они сами будут определять, куда, как и зачем им тратить свои бюджеты. По опыту, в Польше, в их громадах 75% поступлений в бюджет – это собственные доходы, то, что они зарабатывают сами.

Что у нас получается, в том числе, и по финансовой децентрализации? Даже без учета тех преференций, которые будут отдаваться нашим объединенным громадам, у нас на сегодня, с принятием изменений в бюджетный и налоговый кодекс, ситуация следующая:

• как заверял нас Минфин – это увеличение доходов на 30-40%, и в принципе, эти цифры подтверждаются;

• за 5 месяцев в целом по области план по бюджету перевыполнен на 20%, а по сельским районам – на все 40%. Таким образом, на тех территориях, которые в будущем планируют объединяться, уже идет перевыполнение на 40%.

Кроме того, по закону, по новому бюджетному кодексу, объединенные громады получат ряд налоговых и бюджетных преференций. В основном они связаны с тем, что налоговые поступления будут идти напрямую в объединенную громаду. Таким образом, если сейчас они распределяются между областью, районом, а потом уже, по остаточному принципу, спускаются на территорию, то в будущем будет совсем по-другому. Все налоговые поступления будут зачисляться в бюджет этой объединенной громады напрямую, и члены громады смогут им распоряжаться самостоятельно.

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: Для успішного завершення реформи децентралізації визначено шість головних завдань
Закон про админсбор — таблетка от непрозрачных платежей за услуги государства и громад
Услуги по регистрации актов гражданского состояния требуют неотложной децентрализации
Верховная Рада приняла законопроект 3651-д в целом
Парадоксы децентрализации: централизация соцзащиты?