Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Вибори      Євроінтеграція     Реформи     Транспорт     Децентралізація     Кадрова політика


Пока мы не проведем децентрализацию, нечего думать о том, что Украина превратится в европейское государство, — Юрий Райхель

Европейский опыт свидетельствует: если медицина и образование находятся в ведении государства, то всегда получается плохо. Те страны, которые имеют развитую медицину и систему образования, там нет государства – это все забота местных органов власти. Начиная от мировых университетов в США, Англии, Франции, и заканчивая школами. В медицине – аналогично.

Децентрализация и ее составная часть – административно-территориальная реформа, это очень сложная реформа, и она носит революционный характер. Ведь Французская революция началась не со штурма Бастилии, а с административной реформы, когда Францию разделили на департаменты. И уход наших соседей (страны Балтии) от советской системы начался с административно-территориальной реформы и децентрализации. Польша уменьшила количество воеводств (по нашему административно-территориальному делению это соответствует уровню области) примерно в три раза, и дальше вниз пошла реформа. То же самое происходило в Чехии и Словакии. Словакия в 1995 году резко двинулась вперед не только потому, что там был принят ряд финансовых и экономических законов, и началась борьба с коррупцией, но была проведена административно-территориальная реформа и децентрализация, что превратило Словакию в одного из европейских «тигров» — сейчас там темп роста ВВП один из самых высоких в Европе.

Процесс децентрализации сложный и внутренне крайне противоречивый. Наши венгерские соседи столкнулись с этим очень серьезно: там процесс объединения территориальных общин встретил жесточайшее сопротивление. Например, на референдуме в Будапеште большинство жителей столицы отказались присоединять один из пригородов, который органично и территориально связан с этим городом, так как это депрессивная территория, и она легла бы на бюджет города. Но прошло пять лет, и они согласились, так как эта территория начала быстро развиваться. То же самое было у наших польских соседей: объединение воеводств встретило жесткое сопротивление, прежде всего – со стороны бюрократического аппарата, потому что предполагалось его резкое сокращение. Естественно, ни один чиновник не хочет добровольно уходить со своего поста. Подобные проблемы была и в Балтии: дальше всех в децентрализации и административно-территориальной реформе продвинулась Эстония, меньше всего – Литва. Соответственно, и проблемы в этих странах совершенно разные.

Усиление роли местных общин несут в себе серьезные угрозы сепаратизма. Даже в унитарных государствах. Например, в Италии местные общины обладают огромными возможностями. Это фактически самое децентрализованное государство Европы, в итоге имеет Лигу Севера Италии, когда промышленно развитые северные области, которые, как они говорят, не хотят кормить отставший Юг. Это проблема, и с ней сталкиваются двадцать европейских стран. Типичный пример – Великобритания, где стоит вопрос разделения государства. Подобные проблемы у нашего ближайшего соседа – Молдовы. Поэтому при нашей децентрализации мы должны учесть как позитивный, так относительно негативный опыт (прежде всего – европейский), и поставить политический, и административный заслоны возможному проявлению сепаратизма. А сепаратизм ведь может проявляться не только в желании отделиться (это его крайнее проявление), а в нежелании признавать на местах решения центральных властей. Так как мы вступили в процесс децентрализации одними из последних в Европе, у нас есть уникальная возможность использовать как положительный, так и отрицательный европейский опыт.

И последнее. Пока мы не проведем децентрализацию, и не построим наше государство по европейскому принципу, в том числе по принципу административно-территориального устройства, нечего думать о том, что Украина превратится в европейское государство. Если же территориальные громады будут иметь соответствующие права и полномочия, это будет соответствовать Европейской хартии, тогда мы сможем обеспечить приток соответствующих иностранных инвестиций на уровне громад. Четкая, прозрачная, выверенная децентрализация и административно-территориальная реформа на половину сократят коррупцию. И может оказаться так, что не надо такого количества контролирующих и фискальных органов, чтобы администрировать имеющиеся финансовые потоки.

 

 

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: Закон про админсбор — таблетка от непрозрачных платежей за услуги государства и громад
Услуги по регистрации актов гражданского состояния требуют неотложной децентрализации
Верховная Рада приняла законопроект 3651-д в целом
Парадоксы децентрализации: централизация соцзащиты?
В 2020 году в Днепропетровской области создали 5 ОТГ