Новый Формат

     СПЕЦПРОЕКТЫ:      Выборы 2015      Евроинтеграция     Реформы     Транспорт     Децентрализация     Кадровая политика


Основные выводы КИУ по итогам избирательной кампании по внеочередным выборам Криворожского городского головы 27 марта 2016 года

kvu

  1. КИУ оценивает внеочередные выборы Криворожского городского головы как такие, которые не соответствуют стандартам честных и демократических выборов и происходили с системными нарушениями действующего законодательства, которые имели существенное влияние на результаты выборов. Во время избирательной кампании имел место масштабный подкуп избирателей и системное использование административного ресурса.
  1. На внеочередных выборах Криворожского городского головы были зафиксированы действия, которые имеют признаки подкупа избирателей со стороны кандидата на должность городского головы и действующего мэра города Ю. Вилкула. За два месяца до выборов Криворожский городской совет по инициативе Ю. Вилкула выделил из бюджета города 50 млн. грн. для предоставления материальной помощи малообеспеченным жителям (по 500 грн. для 100 тыс. семей). Несмотря на то, что средства можно было получить в течение всего года, большинство жителей Кривого Рога воспользовались этой возможностью именно в избирательный период. По сообщению городской власти только за первые три дня помощь получили 2 тыс. семей криворожан. В целом же, как отметил Ю. Вилкул, по состоянию на конец февраля помощь получили 100 тыс. семей. В связи с этим Криворожский городской совет за месяц до выборов дополнительно выделил еще 30 млн. грн. на выплату материальной помощи жителям города, а также расширил перечень категорий граждан, которые могут получить средства. Учитывая, что такая инициатива была реализована в разгар избирательной кампании, КИУ расценивает действия Ю. Вилкула как имеющие признаки подкупа избирателей и злоупотребления служебным положением.
  1. При проведении предвыборной кампании Ю. Вилкул неоднократно использовал статус городского головы в собственных интересах как кандидата. Применение административного ресурса со стороны Ю. Вилкула носило системный характер. В частности, Ю. Вилкул привлекал к агитации подчиненных ему лиц. Так, в агитационных палатках распространялись листовки с призывом голосовать за Ю. Вилкула, на которых он был изображен вместе со своими подчиненными и надписью «единственная политическая команда». По данному факту Криворожская городская избирательная комиссия вынесла Ю. Вилкулу предупреждения. За время избирательной кампании в интересах Ю. Вилкула использовались информационные ресурсы, а именно сайт горсовета. В частности, на сайте было размещено сообщение о том, что Ю. Вилкул подал документы на регистрацию кандидатом на должность городского головы. Новость сопровождалась комментарием Ю. Вилкула касательно развития города, что является нарушением Закона Украины «О местных выборах». В избирательный период также возросла частота сообщений на сайте. Если в период феврале-24 марта 2015 года количество новостей составило 67, то за февраль-24 марта 2016 года — 81; за сентябрь-23 октября 2014 года — 47, сентябрь-23 октября 2015 года — 69.
  1. Особенностью тематики избирательной кампании стало использование тезисов, которые вносят раскол в общество. Размещение надписей вроде «Если мэра не выберем мы — город захватят они», которые иллюстрировались фото с событий на Майдане независимости 2014 года, носило насильственный характер и было призвано внушить у жителей города страх относительно победы одного из кандидатов, что не способствует свободным выборам. Пропаганда ненависти к одной из общественных групп недопустима в ведении избирательной кампании. Подобные тезисы являются особенно чувствительными в украинских реалиях, учитывая то значение, в котором они использовались в прошлом. Кроме этого, подобные надписи не имеют никакого отношения к решению вопросов местного значения и работы местной власти. КИУ осуждает использование подобных избирательных технологий при проведении агитации и считает их пропагандой насилия.
  1. В то же время позитивом кампании стало обнародование избирательных программ кандидатов. В отличие от местных выборов 25 октября 2015 года подавляющее большинство кандидатов предоставили избирателям возможность ознакомиться со своими предвыборными программами и акцентировали внимание на их наличии при ведении кампании. Содержательная составляющая программ также была на высоком уровне, поскольку они предполагали четкие планы действий по решению местных проблем. Как правило, кандидаты размещали избирательные программы в печатных СМИ или на собственных страницах в социальных сетях.
  1. Работа Криворожской городской избирательной комиссии и районных в городе Кривом Роге ТИК была проведена без серьезных нарушений и позволила обеспечить надлежащий ход избирательного процесса. Правда, препятствием для взвешенной работы комиссий стали частые замены в их составе. С начала избирательного процесса местные организации партий заменили каждого второго члена районных в городе теризбиркомов. Всего 64 из 126 человек. При этом за неделю до выборов было сделано 52% всех замен — 33 человека. Партии заменяли, в том числе, лиц, занимающих руководящие должности в ТИК. Всего было заменено 7 секретарей комиссий, 1 заместитель и 3 председателя ТИК. За три дня «Батькивщина» дважды сменила главу Ингулецкой районной в городе Кривом Роге избирательной комиссии. Больше всего замен партии провели в Саксаганской (12 человек из 18) и Долгинцевской (11 из 18) избирательных комиссиях. После замен состав этих ТИК обновился более чем на половину. Среди партий, которые провели наибольшее количество замен — «Батькивщина» и «Объединение «Самопомощь»: 20 и 18 замен соответственно.
  1. Самым распространенным нарушением со стороны кандидатов стало нарушение правил ведения предвыборной агитации. В частности, размещение политической рекламы на наружной поверхности транспортных средств общественного пользования, а также распространение агитационных материалов без выходных данных (заказчик, учреждение, осуществившее печать, тираж). Наличие материалов без выходных данных может быть свидетельством «теневого» характера финансирования предвыборной кампании.
  1. Ни у одного из кандидатов на должность городского головы суммы расходов на избирательную кампанию, представленные в промежуточной финансовой отчетности, не превысили 750 тыс. грн. Больше всего потратили Ю. Вилкул и С. Семенченко – 748 013 грн. и 484 452 грн. соответственно. В то же время средний уровень расходов всех 7 кандидатов, подавших промежуточные финансовые отчеты, составляет 275 тыс. грн. Это довольно незначительная сумма, учитывая количество избирателей в Кривом Роге и стратегическое значение города. Небольшие суммы расходов кандидатов поднимают вопрос о необходимости дополнения информации, которая должна указываться в промежуточных финансовых отчетах кандидатов. В частности, следует предусмотреть, что в промежуточных финансовых отчетах кандидаты должны предоставлять информацию о расходах на деятельность штабов (вознаграждение агитаторам, членам комиссий), на которые приходятся значительные суммы средств.
  1. Пять кандидатов на должность городского головы вообще не открыли собственные избирательные фонды, что может быть свидетельством «техничности» таких кандидатов. Верховной Раде Украины следует внести необходимые изменения в законодательство, которые позволят ЦИК отменять регистрацию кандидатов, которые не открыли счета избирательным фондам. Не открытие таких счетов является довольно объективным критерием для отмены регистрации кандидата, поэтому не может быть использовано ЦИК для злоупотреблений.
  1. В день выборов в Кривом Роге использовалась масштабная технология подвоза избирателей на участки. Всего услугой подвоза к местам голосования воспользовались около 70-80 тыс. жителей Кривого Рога. Как правило, таким образом на участки добирались граждане старшего возраста и работники горно-обогатительных комбинатов группы «Метинвест». Использование этой технологии позволило искусственно повысить явку избирателей. Если в первом туре выборов 25 октября явка составила около 40%, во втором туре 15 ноября — 35%, то на внеочередных выборах 27 марта — 55%. КИУ считает, что подвоз избирателей имеет признаки подкупа избирателей, поскольку предусматривает предоставление гражданам транспортных услуг на безвозмездной основе.
  1. В день голосования наблюдатели КИУ зафиксировали массовые случаи наличия незаконной агитации. Агитационные материалы были выполнены в стилистике и с использованием лозунгов кандидата на должность городского головы Ю. Вилкула. При этом такие материалы не содержали никаких выходных данных, а именно информацию о заказчике, организации, осуществившей печать, его тираже и лицах, ответственных за выпуск. Незаконные агитационные материалы были размещены во всех районах города, кроме его северной и южной частей.

Оставить комментарий

*

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не доступны.
Материалы по теме: В Днепре говорили о провалах и достижениях 6-й сессии Верховной Рады
КИУ призывает ЦИК разблокировать довыборы на округе Филатова
У Дніпропетровській області відбулися круглі столи з питань децентралізації
Местные выборы в Днепропетровске уже отличились
Ситуация с регистрацией на местные выборы в Днепропетровске