Новый Формат

     СПЕЦПРОЕКТЫ:      Выборы      Евроинтеграция     Реформы     Транспорт     Децентрализация     Кадровая политика


Темная сторона бизнеса: куда предприниматели бегут от налогов

nalogiС 1 января правительство повысило размер минимальной заработной платы с 1600 до 3200 гривен. Вместе с этим на работодателя легло больше налоговых обязательств.

Также до 704 гривен в месяц увеличена обязательная сумма единого социального взноса, который в бюджет должны платить физические лица – предприниматели. Тогда как в 2016 году 341 гривну платили только из полученной прибыли.

По данным портала OpenDataBot (сервис мониторинга регистрационных данных украинских компаний), с момента подписания соответствующих законодательных изменений закрылись уже 213 тысяч ФЛП.

Всего в Украине в среднем и малом бизнесе занято 80% населения. Транспорт, парикмахерские, мобильные кофейни – не сложно спрогнозировать, что новые налоговые нормы ударят почти по каждой семье. Сейчас предприниматели просят, по крайней мере, уменьшить размер единого социального взноса. Однако воз и ныне там. Politeka разбиралась, удастся ли малому и среднему бизнесу выжить при новых правилах.

Дорога уводит в тень

Но премьер-министр Владимир Гройсман в массовом закрытии ФЛП трагедии не видит и настаивает на том, что все предприниматели должны платить хотя бы взносы в Пенсионный фонд.

«Мотивация Кабмина понятна – есть уйма проблем бюджетного характера. Все это выливается в огромный дефицит Пенсионного фонда, – говорит исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко. – По результатам прошлого года он составлял 6,4% ВВП. В этом году прогнозируется тоже на уровне 6%. Это – более чем зашкаливающий показатель. Бюджет остро нуждается в деньгах. Иначе государство будет не в состоянии выполнять социальные обязательства, которое взяло на себя. Реальные экономические реформы пробуксовывают. А эффект нужен уже сегодня, и даже «вчера». Поэтому правительство решило наполнять бюджет не за счет экономического роста, а с помощью увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Но они и так еле выживают».

Эксперт напоминает, что сейчас теневой сектор экономики составляет 50% от экономики в целом. Кабмин, готовя законопроект о повышении минималки и обязательной уплате ЕСВ, хотел уменьшить объем «тени». Является ли это единственным удачным способом – открытый вопрос. Пока глава правительства настаивает, что предпринимателей становится все больше.

«Предприятия закрываются и открываются, – недавно заявил Владимир Гройсман. – И вот цифры: за последнее время закрылись 16,8 тыс. предприятий, а открылись более 23 тыс. Никаких негативных тенденций нет, но нам все время пытаются донести информацию о том, что все пропало».

Сокращение количества малых и средних предприятий (МСП) и физлиц-предпринимателей, которые в любой цивилизованной стране составляют основу для формирования среднего класса и движущей силой экономики, действительно «зрада». К сожалению, именно она и происходит, несмотря на то, что глава правительства не видит негативных тенденций. Можно сколько угодно жонглировать цифрами, но есть официальная статистика и, согласно данным Госкомстата, количество МСП постоянно сокращается. Если в 2010 году средних предприятий было 20,9 тыс., то в 2015 году их осталось 15,2 тыс. Количество малых предприятий сократилось с 357 тыс. до 327 тыс. За пять лет стало меньше микропредприятий (с 330 до 284 тыс.) и ФЛП (с 1,8 до 1,6 млн).

Следовательно, предприниматели либо сворачивали дела, либо уходили в «тень» и без законодательных нововведений. А в 2017 году добавились еще и они. Чем же можно их снова заинтересовать?

Непередовой опыт

Еще осенью прошлого года министр экономического развития и торговли Степан Кубив настаивал: малое предпринимательство надо переводить из сферы торговли к производству и инновациям. Он называл шесть ключевых принципов дерегуляции, которые должны были применить: упрощение доступа к финансированию, упрощение налогового администрирования, повышение популярности предпринимательства, привлечение во внешнеэкономическую деятельность и обеспечение инновационности. Все это должно было увеличить долю мелких предприятий в создании ВВП. Сегодня в Украине она составляет лишь 15%. Тогда как на Западе – 70%. Казалось бы, понятно, на кого стоит ориентироваться.

В Германии, например, действует программа кредитования для таких предпринимателей. Средства можно получить на 5-15 лет под 5-8%. В Испании есть льготы для предприятий, которые создают дополнительные рабочие места для незащищенных социальных слоев: студентов, иммигрантов и тому подобное. А еще есть примеры Тайваня, Сингапура и Индонезии. Они вообще только благодаря развитию малого и среднего предпринимательства стали успешными экономиками.

Мы же, в свою очередь, пошли довольно рискованным и непопулярным путем. Посмотрели на соседние Венгрию и Россию. Там в свое время тоже стремительно увеличивали минималку. Ожидаемого повышения уровня жизни им это не принесло. А в России, например, увеличилось количество неоформленных работников.

«Нужно улучшать бизнес-климат: бороться с коррупцией, снижать административное давление на ведение бизнеса, вводить качественную судебную систему, качественное государственное управление в целом, – говорит Устенко. – Это – мейнстрим для всех стран, которые поставили себе задачу снизить процент теневой экономики. И очень мало кто действует так, как это сейчас делает украинская власть. Согласно исследованиям в других странах, подобное повышение минимальной зарплаты может добавить к существующей безработице еще 3-5%. Для Украины даже 1% – это уже очень много. Экономика не будет расти так, как могла бы. Стратегической задачей является обеспечить ее рост от 5% в год. Поэтому со стороны власти было бы правильно сделать анализ по результатам первого квартала. Если действительно увидим негативные процессы, надо быть готовыми, что ситуация будет нарастать. Тогда следует немедленно все пересмотреть».

Эксперт посчитал, что только путем увеличения минимальной зарплаты из украинского частного сектора будут выведены дополнительные 10 миллиардов гривен.

«Вроде бы для украинской экономики не такая уж большая сумма – если бы речь шла о большом бизнесе, – говорит Устенко. – Однако в рамках малого бизнеса это может стать фатальным. Предприятия этого просто не выдержат. Будут увольнять работников, закрывать дело. Или просто выведут сотрудников в тень. Будут платить те же 1600 гривен зарплаты, но уже не будут уплачивать из нее налогов. Так, в результате получим рост уровня безработицы, дальнейшее увеличение теневого сектора экономики, уничтожение части мелкого и среднего бизнеса. Не говоря уже о том, что госбюджет так и останется не заполненным. Более того, людей будут увольнять. Следовательно, увеличится нагрузка на бюджет государственной службы занятости».

Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак говорит, что расчет Кабмина был простым: постоянное математическое сложение налоговых поступлений. Но эти надежды напрасны.

«Правительство будет вынуждено практически ежеквартально пересматривать государственный бюджет и в пожарном порядке искать средства для преодоления дефицита, – объясняет эксперт. – Он будет значительно больше, чем указанные в документе на 2017 год 77 миллиардов гривен. Поэтому изберут путь увеличения внутреннего и внешнего государственного долга. Конечно, за 26 лет украинский бизнес привык приспосабливаться к чему угодно. Он обязательно выживет. Там, где работодателю нужно, люди будут работать и дальше. Но официально уже на половину или на четверть ставки».

Кстати, Владимир Гройсман пригрозил предпринимателям строгими проверками соблюдения трудового законодательства и выплат. За недопуск государственного инспектора даже предусмотрели штрафы до 320 тысяч гривен.

«Уже несколько лет подряд численность налоговиков сокращают, – констатирует Новак. – Чтобы выполнить угрозу премьер-министра о проверках, людей надо снова набирать. Поэтому этого не будет. Это больше похоже на устные психологические угрозы. Вообще-то, очень много действий правительства и Национального банка наталкивают на мысль, что это не просто непрофессионализм, а умышленные действия для обвала экономики в интересах нашего северного агрессора. Потому что многое из того, что делается, нельзя объяснить ни с точки зрения логики, ни с точки зрения реакции на экономические процессы».

Пока правительство ставит свои, порой очень популистские, эксперименты, ФОПы и дальше закрываются. Сейчас, по данным OpenDataBot, их осталось около 1,7 миллиона. Но эксперты прогнозируют, что только в ближайшие месяцы с бизнес-карты Украины исчезнут еще как минимум 400 тысяч. И это не считая предпринимателей, которые просто решат работать «в черную». А чего ждать через год-два? Время и бюджет покажут. И правительству, между прочим, стоит кроме математического сложения вспомнить и о знаке «минус». Потому что мертвые предприятия в казну уже точно ничего не заплатят.

 

Оставить комментарий

*

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не доступны.
Материалы по теме: Налоговые нововведения: «спящие» предприятия обязали платить единый соцвзнос, многие закрываются
Чем для жителей Днепра обернется повышение минимальной зарплаты? Мнение эксперта
Понад 19,6 млрд. грн. єдиного внеску сплатили мешканці Дніпропетровської області в минулому році
Які податки українцям доведеться платити у 2016 році
Бізнес Дніпропетровщини направив на соціальні виплати понад 14,2 мільярдів гривень ЄСВ