Новый Формат

     СПЕЦПРОЕКТЫ:      Выборы 2015      Евроинтеграция     Реформы     Транспорт     Децентрализация     Кадровая политика


«Коммуналка» в один клик: как хотят упростить оплату услуг ЖКХ

Для украинцев готовят единую электронную систему упрощенной оплаты коммунальных услуг. С такой инициативой выступил Нацбанк. Концепцию начали разрабатывать в прошлом году, ожидается, что система полностью начнет работать к концу 2020 г. «Сегодня» выяснила, насколько это выгодно для народа и какие могут быть подводные камни.

СУТЬ НОВШЕСТВА. Как разъяснила руководитель проекта Юлия Лях, с внедрением е-системы оплаты комуслуг по схеме Direct debit доля налички в экономике страны уменьшится с 13,4% до 9,5%, а это сотни миллиардов наличных денег, которые не надо будет перевозить и пересчитывать, тратя время и ресурсы. В Европе такая е-система очень распространена: например, в Великобритании с ее помощью оплачивается 73% коммунальных счетов, в Нидерландах — 45%. У нас она работает в отдельных банках, но пока большинство платит за комуслуги по старинке — наличными в кассу. Для внедрения е-системы по всей стране необходимо тесное сотрудничество Нацбанка с Минэкономразвития, Минрегионстроя и ЖКХ, комбанками и поставщиками комуслуг, которое, по словам Лях, начато.

Прежде всего надо разработать единую форму е-квитанций для оплаты комуслуг. Тогда схема расчетов сведется к минимуму: поставщик услуги формирует платежку и передает в банк, где у его клиента-потребителя открыт счет. Банк сообщает клиенту (с помощью смс или e-mail) о том, что за комуслуги он должен в этом месяце столько-то и просит разрешить списание денег со счета. Если клиент подтверждает оплату, деньги списываются.

Преимущества такого способа для гражданина — возможность заплатить за «коммуналку» круглосуточно, в любой день недели, без очередей, заполнения квитанций. Ожидается, что комиссию за свою работу банки не возьмут. Так можно будет оплачивать не только комуслуги, но и интернет, телевидение, погашать кредиты.

Очевидно, что услуга возможна лишь при наличии у клиента какого-либо счета в банке. Но хотя бы одна карточка есть сейчас практически у всех, например зарплатная или пенсионная.

ЭКСПЕРТЫ. Финансовые специалисты осторожно оценивают новшество. Так, независимый банковский эксперт Игорь Шевченко называет такую централизацию излишней, а ее внедрение — затратным. «Подобные онлайн-сервисы и личные кабинеты на сайтах поставщиков услуг действуют давно, и люди ими активно пользуются. Экономия времени вряд ли будет: получив смс о том, что надо уплатить за ЖКУ столько-то, большинство все равно захочет проверить, за что взяты деньги», — уверен Шевченко.

Президент Украналитцентра Александр Охрименко — за: «Это облегчит жизнь как старикам, которым не надо будет вручную записывать показания и стоять в очередях, так и сверхзанятым молодым людям. Несложно прочесть сообщение и отправить подтверждение об оплате. Также вырастет платежная дисциплина клиентов и сократятся расходы банков на инкассацию налички. Но нужна программа обучения и помощи пожилым людям».

НАРОД. Мнения обычных людей разделились: активные пользователи банковских карт и современных гаджетов однозначно за, а те, кто ими пользуется мало, в лучшем случае воспринимают новинку с трудом. «Главная будущая аудитория — пенсионеры, которые слабо разбираются в банковских картах, поэтому платят по квитанциям. При оплате картой они могут залезть в овердрафт, и банк начнет взимать проценты за пользование кредитом, в итоге вместо выгоды люди получат убытки», — беспокоится 40-летний Андрей Поляков. А вот 28-летняя предприниматель Ирина Кравченко согласна: «У меня постоянно долги за «коммуналку», так как из-за работы некогда стоять в очередях и заполнять счета. Если действительно можно будет платить нажатием одной кнопки, я поддерживаю».

Что такое DIRECT DEBIT. Метод платежа Direct Debit (прямое дебетование) широко распространен в западных странах, где расчетов наличкой в разы меньше, чем банковскими картами. Суть его в том, что кредиторы могут списывать средства со счетов клиентов банка при условии, что клиент (плательщик) сформировал банку платежное поручение, оговаривающее условия и сроки оплаты выставленного счета.

 

2 комментария

  1. Татьяна:

    ошиблась 18 января 2017 року проплата была

  2. Татьяна:

    Сложно верить что все будет так хорошо. Оплачиваю комунальные через приват 24. Но в январе оплатила за отопление 1005гр. в банке «Народный капитал» оплатила 18 января 2016 р. а 20 банк ликвидировали. теперь имею головную боль как вернуть деньги которые не перевел банк, а у меня весит долг. Могли бы ликвидировать и 25 января.

Оставить комментарий

*

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не доступны.
Материалы по теме: Квартира за долги: кому на Днепропетровщине грозит выселение
Насколько украинцы готовы к новым тарифам? Результаты исследования
Чем для жителей Днепра обернутся новшества в оплате услуг ЖКХ?
Оплата дніпропетровців за комунальні послуги через сайт КП «Міські комунальні платежі» збільшилася у понад 5 разів
Як заощаджують на ЖКП за кордоном