Новый Формат

     СПЕЦПРОЕКТЫ:      Выборы 2015      Евроинтеграция     Реформы     Транспорт     Децентрализация     Кадровая политика


Как изменилось отношение украинцев к ВНО

Согласно результатам исследования, проведенного Социологической группой «Рейтинг», за 10 лет, прошедших со времени введения в Украине ВНО при поступлении в высшие учебные заведения, отношение к нему в обществе значительно улучшилось: так, если в мае 2008 года только четверть опрошенных поддерживали (однозначно или скорее) введение ВНО в Украине вместо вступительных экзаменов, то в мае этого года данный показатель зафиксирован на уровне 52% (почти 75% — среди тех, кто лично сдавал тесты ВНО).

• Чем моложе респонденты и чем выше уровень их доходов и образования, тем больше они поддерживают идею введения ВНО вместо вступительных экзаменов. Также, несколько более высокая поддержка наблюдается на Западе и среди тех, кто имеет опыт прохождения ВНО (лично или их дети/внуки), несколько более низкая поддержка — на Востоке и среди тех, кто не имеет соответствующего опыта.
• Подобная ситуация наблюдается и в отношении оценок справедливости ВНО: так, если 10 лет назад только 26% верили, что ВНО позволяет более справедливо оценивать уровень знаний абитуриентов, то в этом году количество оптимистично настроенных граждан составило уже 52%. Важно, что в справедливость ВНО гораздо чаще верят те, кто сдавали такие экзамены (70%), чем те, кто не имел подобного опыта (45%).
• 40% верят, что поступление в высшие учебные заведения возможно без коррупции (это почти вдвое больше по сравнению с исследованием 2008 года — 22%). Более того, 46% считают, что введение ВНО способствует борьбе с коррупцией при поступлении в высшие учебные заведения (19% в 2008). Опять же, оптимистов больше среди молодежи и людей среднего возраста, обеспеченных и с высшим образованием, жителей Запада, а также тех, кто имел опыт прохождения ВНО и в целом его поддерживает.
• Почти половина опрошенных (48%) считает, что ВНО создает равные условия для поступления в высшие учебные заведения для всех, независимо от материальных возможностей, тогда как 31% придерживаются противоположного мнения, а каждый пятый — не определился по данному вопросу. Интересно, что в равные условия для всех больше верят люди со средним и высоким уровнем доходов, чем малообеспеченные и бедные, а также больше молодежь, чем старшее поколение. Кроме того, 38% опрошенных однозначно или скорее убеждены, что введение ВНО повысило качество среднего и высшего образования в Украине (несколько чаще так считают те, кто имел опыт прохождения ВНО), столько же — думают наоборот, четверть — не определились.
• При этом интересно, что 45% респондентов все же не исключают, что фальсификации результатов ВНО возможны (26% — не верят в это, еще 30% не смогли ответить). Скептиков больше было замечено среди жителей Запада, мужчин и тех, кто не поддерживает ВНО. Интересно, что среди родителей уровень недоверия к ВНО несколько выше, чем среди тех, кто лично сдавал тесты.
• Самыми значимыми преимуществами ВНО по мнению опрошенных является объективность оценивания за счет исключения человеческого фактора (32%), преодоление коррупции при вступлении в высшие учебные заведения (28%) и обеспечение равного доступа к высшему образованию независимо от материальных возможностей абитуриента (27%). Еще по 20-21% среди самых больших преимуществ отметили приближение украинского образования к европейским стандартам образования и повышение эффективности отбора студентов в высшие учебные заведения, 16% — повышение качества среднего и высшего образования. 13% считают, что ВНО вообще не имеет никаких преимуществ, каждый пятый — затрудняется ответить.
• В то же время, среди самых значимых недостатков ВНО опрошенные отмечают сложность и несовершенство тестов (31%), необходимость в дополнительном обучении (29%) и частые изменения правил прохождения тестов (26%). Каждый пятый среди наибольших недостатков видит углубление неравенства между обычными и привилегированных школами, еще 17% — падение качества школьного образования, 16% — невозможность оценить творческие способности учащихся, 14% — несовершенство при системе оценивания. Лишь 5% опрошенных считают, что ВНО не имеет никаких недостатков, каждый четвертый — колеблется с ответом.
• Более половины (52%) тех, кто лично или чьи дети сдавали ВНО, пользовались услугами репетиторов при подготовке к оцениванию, 43% — не пользовались такими услугами. Чаще других услугами репетиторов пользовались люди с высоким уровнем доходов и жители городов, тогда как в региональном разрезе ощутимых различий по этому вопросу не обнаружено.
• 41% респондентов поддерживают решение не проводить с 2018 года ВНО по предмету «Русский язык», 35% — против такой инициативы, еще четверть — не определились. Наибольшую поддержку данное решение находит среди жителей Запада, крестьян, молодежи (до 25 лет), более богатых, а также тех, кто в целом поддерживает ВНО и имел опыт его прохождения или чьи дети планируют поступление в ВУЗ в ближайшее время. В свою очередь, больше всего оппонентов данная инициатива встречает на Востоке и Юге страны, среди людей самого старшего возраста и с самыми низкими доходами, а также среди тех, кто не поддерживает и не проходил ВНО, и чьи дети вообще не планируют поступать в ВУЗ в ближайшее время.
• При этом почти половина (47%) поддерживает идею ввести обязательный тест ВНО по предмету «Иностранный язык» (27% — против, столько же — не определились). Интересно, что данная идея более популярна среди родителей абитуриентов, городского населения и более состоятельных граждан, чем среди тех, чьи дети еще не будут поступать, крестьян и более бедных граждан.
• 11% опрошенных заявили о намерении своих детей поступать в высшие учебные заведения в ближайшие 3 года, тогда как 85% — не имеют такого намерения. Больше всего тех, чьи дети планируют поступление в ВУЗы, среди лиц среднего возраста, с высоким уровнем доходов и жителей Западных регионов.
• В течение последних 10 лет 12% респондентов проходили тесты ВНО лично, еще 20% заявили, что их проходили их дети или внуки. Две трети респондентов до 35 лет имели опыт прохождения этих тестов за последние 10 лет.
 
Аудитория: население Украины от 18 лет и старше. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения. Выборочная совокупность: 2000 респондентов. Личное формализованное интервью (face-to-face). Ошибка репрезентативности исследования: не более 2,2%. Сроки проведения: 3-8 мая 2018.

Оставить комментарий

*

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не доступны.
Материалы по теме: Школьники Днепропетровщины, сдающие ВНО, будут получать ID-карты вне очереди
По каким предметам выпускники будут сдавать ВНО-2018
Государственная итоговая аттестация: когда и какие предметы будут сдавать школьники Днепропетровщины
Как школьники Днепропетровщины будут сдавать экзамены в 2017 году
Вища освіта в умовах реформи: зміни громадської думки