Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Вибори      Євроінтеграція     Реформи     Транспорт     Децентралізація     Кадрова політика     COVID-19


Школьников из Днепра научат быть гражданами Украины

О том, что такое гражданские компетентности в школах и как они будут внедряться в Днепре, шла речь на пресс-конференции в Информаторе.

Теперь в школах будут учить, как становиться гражданином

Нас никто не учит тому, как становиться настоящим гражданином страны. Считается, что ребенок, родившись, уже является гражданином Украины. Но дело в том, что это чисто в юридическом плане. Однако практика показывает, что даже получив образование, в том числе и высшее, гражданином фактически в полном смысле этого слова можно и не стать.

«Гражданская компетентность, прежде всего, подразумевает под собой способность активно проявлять себя в жизни страны, способность жить в демократическом обществе. Поскольку наш проект действует в области гражданского образования, но он подразумевает под собой получение образования по правам человека.

В 2010 году Совет Европы принял Хартию образования по правам человека для демократического общества. Украина также приняла на себя обязательства внедрять подходы образования, как для демократического общества. И вот уже на протяжении восьми лет все школьники Европы занимаются этими проблемами, учатся становиться гражданами уже с первых своих шагов в школе. Это определенным образом влияет на атмосферу в классе и в школе, а также на атмосферу в территориальной громаде населенного пункта через родителей, через общественность. Это дает возможность маленьким гражданам почувствовать себя частью демократического государства и действовать в рамках демократических правил, которые удовлетворяют всех членов общества.

Прежде всего, гражданские компетентности мобилизуют весь педагогический коллектив школы изменять свое отношение к детям, изменять свое отношение к ответственности за все, что ты делаешь, что происходит в школе. А также чувствовать свое участие во всех процессах, происходящих не только в школе, но и в территориальной громаде твоего населенного пункта», — рассказала руководитель швейцарско-украинского проекта DOCCU Наталья Протасова.

Чего удалось достичь в Днепропетровской области

Все 27 лет независимости Украины наше общество все еще думает, что же такое на самом деле гражданское общество и как его строить.

«В СМИ можно найти массу разнообразных мнений, в основном ведущих политиков и политологов, на тему как такое общество строить. На самом деле гражданское общество должно базироваться на базовых социальных ценностях. Но, чтобы эти ценности реализовывались в жизни, в обществе должен быть определенный паритет. Базовые социальные ценности – это свобода, плюрализм, демократия и развитие демократических институтов, либеральные структуры. Поэтому, когда мы говорим об этих базовых ценностях, которые наши партнеры демонстрируют на различных тренингах, мы также строим гражданское общество.

Очень важно, что уже в течение четырех лет реализации проекта наши коллеги работают на базе 39 экспериментальных школ по Днепропетровской области. Было подготовлено несколько тренеров, которые в свою очередь подготовили более 7,5 тысячи педагогов, работающих в этих учебных заведениях в области. Согласитесь, это – мощная уже сила, работающая в этом направлении с детьми Днепропетровщины.

Уверен, что наш проект будет и дальше развиваться, хотя и в несколько трансформированном виде. Поскольку еще есть масса вопросов в тех же территориальных громадах относительно того, кто ими управляет, какие компетентности у руководителей и учителей в процессе внедрения концепции Новой украинской школы. А наша академия привлечена в качестве базового учебного заведения по подготовке преподавательских кадров для этой концепции в нашей области. Нами уже подготовлено более 3000 учителей именно для работы в рамках Новой украинской школы, будем еще готовить и руководителей учебных заведений, тренинги с которыми начнутся с октября, для того, чтобы полностью понимать, что делается в начальной школе.

Далее мы начнем проводить тренинги с руководителями территориальных громад по вопросам децентрализации, чтобы полностью выстроить цепочку гражданских компетентностей: школа – руководство территориальной громады – сама громада – общественные организации», — сообщил ректор КЗВО «Днепровская академия непрерывного образования», глава постоянной комиссии по вопросам науки и образования Днепропетровского областного совета Виктор Сыченко.

Какие проекты внедряются в школах области

«Это – 6 составляющих гражданских компетентностей: умение жить в цифровом обществе, понимание личной эффективности (то есть, детей обучают креативно, критично и стратегически мыслить), умение правильно взаимодействовать друг с другом и с обществом в целом, коммуникативной эффективности, предприимчивости, без чего невозможны позитивные изменения страны. Безусловно, экологическая компетентность. Говоря проще, наш проект обучает детей жить и взаимодействовать друг с другом, приспосабливаться к сегодняшнему быстро меняющемуся обществу.

Поскольку проект был рассчитан, прежде всего, на обучение администрации школ и учителей развитым гражданским компетентностям, мы в рамках Швейцарско-украинского проекта DOCCU запустили опытно-экспериментальную работу для того, чтобы иметь выход уже непосредственно на каждого школьника. Обучив в 2016 году администрацию школ и учителей, в 2017 году мы перешли к более практической работе в самих школах, проводя тренинги с педагогическими коллективами и органами ученического самоуправления. Кстати, во многих школах области уже есть ученические парламенты и президенты, думаю, что скоро могут возникнуть и какие-то еще более интересные варианты ученического школьного самоуправления.

Например, Петриковская школа подключилась к проекту совсем недавно, поскольку объединенная территориальная громада в Петриковке была создана только в 2017 году. Но ее ученики давно сотрудничают с местными властями, помогая проводить экскурсии, помогают учителям проводить мастер-классы для туристов по Петриковской росписи. Кстати, знаменитый Петриковский расписной забор, вошедший в Книгу рекордов Украины, был расписан мастерами и их учениками в 2011 году.

В самом Днепре в проекте пока работает 5 школ. Остальные школы из 39, участвующих в проекте, — школы области из Кривого Рога, Каменского, Новомосковска, Павлограда. И, конечно же, школы в сельских ОТГ, как, например, в Соленом, Петриковке», — рассказала декан факультета менеджмента и образовательных инноваций «Днепровской академии непрерывного образования» Екатерина Романенко.

 

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: В Днепре пройдет семинар для представителей организаций гражданского общества
Подготовка проекта новой Нацстратегии содействия развитию гражданского общества: состоялось первое заседание
Правительство приняло план мероприятий на 2020 год по реализации Нацстратегии содействия развитию гражданского общества
Формуємо дороговказ для розвитку громадянського суспільства: разом ми сильніші!
Гражданское общество сегодня: доверие — высокое, активизма – стало меньше, но активные стали еще активнее