Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Допомога ВПО      Відбудова України      Євроінтеграція     Реформи     Децентралізація                                                                                Корупція      Декомунізація      Е-урядування      Кадрова політика     Вибори


В экстренную медпомощь Днепропетровщины вдохнут новую жизнь

Минздрав хочет улучшить качество предоставления экстренной медпомощи. О том, в каком состоянии «экстренка» Днепропетровщины сейчас и как собираются повышать выживаемость людей в экстренных случаях, пишут Лица.

Живыми довозят редко

В 2016 году от болезней сердца и несчастных случаев в Украине погибло почти 424 тыс. человек – это 72,3% от общего количества всех смертей в стране.

Наибольшая смертность именно от болезней систем кровообращения. Уровень госпитализации с острым инфарктом миокарда в 2016 году ощутимо ниже (1.3 на 1.000 населения), чем в Европейских странах. Только 8,5% реанимаций в Украине, проводимых работниками экстренной медицинской помощи вне лечебных учреждений, оказались успешными. Для сравнения, в странах Европы по состоянию на 2014 год этот показатель составил 28.6%. Соответственно, сегодня в Украине 90% смертей среди пациентов с ишемической болезнью сердца происходит вне больницы. Риск умереть с таким диагнозом в больнице значительно ниже – около 10%.

Для пострадавших от несчастных случаев ситуация также остается трагической. По состоянию на 2012 год 76% смертей от воздействия внешних причин в Украине происходило за пределами больницы. Такой показатель недопустимо выше, чем в развитых странах Европы. К сожалению, по состоянию на 2016 год, этот показатель в Украине вырос до 80%.

Шансы человека на то, что в случае несчастного случая или сердечного приступа его жизнь будет спасена, а негативные последствия для здоровья — минимизированы, зависят от скорейшего начала помощи, скорейшего проведения критических для выживания процедур на догоспитальном этапе, а также эффективного госпитального лечения и реабилитации.

В Министерстве здравоохранения констатируют, что каждая из перечисленных звеньев в Украине организована неэффективно.

Снабжены по полной

Система экстренной медицинской помощи в Днепропетровской области на сегодняшний день особо ни в чем не нуждается.

«Если раньше врач-фельдшер поднимался на 9 этаж с пустыми руками, держась за поручни, сейчас за поручни держаться при неработающем лифте нечем, поскольку обвешен укладками, кардиомониторами, дефибрилляторами, кислородным балоном, то есть сейчас есть абсолютно все», – рассказывает Радий Шевченко, директор областного центра экстренной медпомощи и медицины катастроф.

Всего в Днепропетровской области работает около 280 бригад экстренной медицинской помощи (врачебные и фельдшерские) в сутки. 62% автомобилей области сравнительно новые – им по 4-5 лет: за 2013-2014 годы Днепропетровская область получила 177 новых автомобилей, которые отвечают национальному стандарту санитарного транспорта.

В Днепре базируется Единая региональная оперативно-диспетчерская служба. Все звонки на 103 с территории Днепропетровской области поступают именно сюда. Диспетчер приема звонков в кратчайшие сроки должен собрать информацию о жалобах согласно алгоритму действий, передать ее диспетчеру направления, который должен решить, какую бригаду отправлять.

Здесь у диспетчеров есть возможность видеть состояние каждого вызова и местонахождение каждого автомобиля экстренной медпомощи. Такая система еще работает только в Киеве, Херсонской и Харьковской областях. Ее тестируют на Полтавщине и Винниччине.

Невовремя и неудовлетворительно

Несмотря на продвинутость, системе экстренной медпомощи Днепропетровщины еще есть куда расти. И дело не только в плохих дорогах, из-за чего бригады не всегда укладываются в норматив приезда (10 минут для города и 20 минут для сельской местности).

«У нас не так много успешных реанимаций. За 2016 год – 35, за 2017 — 55. Успешных реанимаций – там, где мы привезли в стационар живого человека, т.е. после успешной сердечно-легочной реанимации», – говорит Радий Шевченко.

Хоть и динамика успешных реанимаций за последние годы положительная, но их все еще мало.

Утром 7 августа 2018 года в центре Днепра 35-летний мужчина, который был с малолетней дочкой, потерял сознание. Как написал в Facebook один из очевидцев Геннадий Литовченко, «скорая» ехала около 35 минут. После приезда «скорой» вызвали реанимацию, которая приехала согласно нормативов – в пределах 10 минут. Все время, пока ждали врачей, мужчину пытались спасти патрульные и прохожие. В итоге, его «откачали», направили в больницу, но позже, к сожалению, он умер.

Даже если мужчина был обречен, непонятно, почему на место происшествия сразу не отправили реанимобиль?

Есть проблема в том, что часто бригады экстренной помощи выезжают на непрофильные вызовы, когда на момент обращения за помощью жизни больного ничего не угрожает. Такие вызовы приводят к нехватке свободных бригад для людей, чья жизнь в этот момент висит на волоске.

«Экстренная медпомощь должна выезжать на боль в области сердца, на рвоту кровью, на потерю сознания, должна выезжать в любое общественное место, где человек лежит без сознания. То, что касается спасения жизни. Не должна выезжать на температуру, на боль в пояснице и т.д.», – поясняет глава областной «экстренки».

Исчерпывающий список случаев, на которые обязаны вызывать экстренную медицинскую помощь, указан в Постановлении Кабинета Министров «О нормативе Прибытие бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия».

По словам Радия Шевченко, люди вызывают экстренную помощью в том числе и из-за социально-экономической ситуации в стране, так как бригады оснащены всем необходимым и могут на месте провести диагностику и даже предоставить лекарства, на которые у людей нет денег.

Но наибольшую проблему Минздрав видит в неудовлетворительном качестве профессиональной медицинской догоспитальной помощи, которое зависит от качества образования работников «экстренки» и их мотивированности, современных протоколов предоставления экстренной медпомощи и методов контроля за их соблюдением, соответствующей материально-технической базы.

Дотянуть до мировых стандартов

В июне 2018 года Министерство здравоохранения обнародовало обновленную концепцию реформы системы экстренной медицинской помощи. Минздрав намерен реформировать систему за пять лет. Цель – принципиально улучшить качество и доступность экстренной помощи, повысить престижность профессии экстренного медработника и обеспечить достойную оплату его труда.

В частности, хотят обновить процессы диспетчеризации: выезд ближайшей бригады экстренной в течение нескольких секунд после вызова. Предлагают улучшить до мировых стандартов инструкции реагирования диспетчеров на вызовы и инструкции командных действий бригад. Диспетчеров будут учить не только принимать правильные решения под давлением времени, но и консультировать свидетелей о предоставлении первой помощи до приезда «экстренки», а водителей бригад будут ознакамливать с практикой спасения. Собираются ввести внешнее независимое тестирование знаний/навыков специалистов экстренной медпомощи и новые профессии.

Введение новых профессий вызывает наибольшее сопротивление со стороны медицинской общественности.

«Мы настаиваем на следующем: от изменения названия «фельдшер» на «парамедик» никто не станет лучше. Давайте нам требования к парамедикам, которые вы хотели бы экстраполировать от них на нас и мы станем как они. Не трогайте слово «фельдшер», внесите изменения в программу, внести изменения в большее количество практических навыков, чем мы занимаемся у себя в учебно-тренировочном центре. А врачей тоже пока не трогайте, они, извините, уходят и так сами», – говорит Радий Шевченко.

Естественно, концепция предусматривает обновление автомобилей экстренной помощи (с GPS), оборудования, достойную оплату труда и перестройку приемных отделений в больницах (новые алгоритмы действий в больницах, круглосуточный доступ к оборудованию и новая логика планирования помещений).

Кроме того, будет расширена сеть людей, которые смогут предоставить первую медицинскую помощь в экстренных условиях. Более основательно планируют обучать пожарных, спасателей, полицейских, водителей, машинистов, пилотов, проводников, бортпроводников, кондукторов. Воспитатели, учителя, социальные работники должны будут пройти обновленное обучение навыкам первой базовой медпомощи.

В рамках реформы планируют разместить дефибрилляторы и жгуты во всех наиболее людных местах.

Конечно, концепция это примерный вид реформы экстренной медицины и какие-то моменты могут быть изменены по ходу ее реализации.

«Трансформация системы «скорой помощи» является запросом общества, а также в ней заинтересованы сами работники экстренной медпомощи. Но не может быть, чтобы видение таких важных изменений исходило от одного человека. Предложения с конкретными мероприятиями мы ожидаем, прежде всего, от экспертной среды, необходимо выработать общее решение и видение», – говорит заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский.

На экспертном обсуждении концепции в июле 2018 года наиболее дискуссионными стали положения о дополнительном обучение фельдшеров для получения специализации парамедиков. Впрочем, участники согласились с тем, что есть потребность в дополнительном обучении и совершенствовании навыков оказания экстренной медпомощи.

Активная дискуссия возникла вокруг вопроса борьбы с непрофильными вызовами бригад экстренной медицинской помощи. Единое решение по этой проблемы пока не выработано.
По словам аналитика ОО «Украинский центр европейской политики» Дениса Горбача, вызовы «скорой» по относительно мелким поводам встречается повсеместно, в странах как англосаксонской, так и франко-германской модели экстренной медпомощи.

«Повышение уровня доверия к «нормальной» системе здравоохранения – оптимальный путь к разгрузке экстренной медицины Украины», – считает Горбач.

 

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: На Днепропетровщине появится современное отделение экстренной медпомощи