Новый Формат

     СПЕЦПРОЕКТЫ:      Выборы 2015      Евроинтеграция     Реформы     Транспорт     Децентрализация     Кадровая политика


Проблема №1 избирательной кампании – незаконная агитация – Комитет избирателей Украины

Самое распространенное нарушение правил избирательной кампании перед президентскими выборами – незаконная агитация. Об этом заявили представители всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» (КИУ) по итогам январского мониторинга на пресс-брифинге в Украинском кризисном медиа-центре.

«Речь идет о размещении агитационных материалов, на которых не указаны исходные данные – сведения о тираже, кто был заказчиком, лицо, ответственное за печать, то, что предусматривает статья 59 Закона Украины «О выборах Президента Украины». Это открытки, билборды, газеты без исходных данных. Если нет подтверждения, что материалы напечатал кандидат на средства своего избирательного фонда, возникает вопрос, откуда эти деньги и сколько материалов было создано», – детализировал Денис Рыбачок, аналитик Комитета избирателей Украины.

Размещение таких материалов является административным правонарушением и предусматривает штраф 1200 гривен для должностных лиц и 85 гривен – для лиц, распространяющих материалы.

Большинство политической рекламы профинансировано не из избирательных фондов кандидатов. «Мы обращались к Центральной избирательной комиссии с официальным запросом, 25 января, когда было зарегистрировано 20 кандидатов. Мы увидели, что только 5 из них официально открыли свои избирательные фонды. Но можем видеть, сколько реально рекламы на улицах городов», – отметил Денис Рыбачок. Согласно действующему законодательству, кандидат в президенты обязан создавать избирательный фонд, но нет четкого срока, когда именно. Без фонда осуществлять агитацию запрещено.

Остается проблема теневого финансирования не только рекламы, но и работы людей, которых привлекают к кампании. «Мы имеем основания говорить о том, что на президентских выборах будет более миллиона «нелегалов» – наблюдателей, агитаторов, представителей низовых звеньев избирательных штабов. Эта тенизация доминирует в более 90% политических сил и штабов кандидатов», – рассказал Алексей Кошель, председатель всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины». Он отметил, что эта проблема существовала практически на всех предыдущих выборах. Положительный тренд этой избирательной кампании – что о ней начали говорить открыто.

Еще до официального старта избирательной кампании по меньшей мере часть политсил прибегали к преждевременной агитации и действиям, которые имеют признаки подкупа избирателей. В частности, на сайтах 6 парламентских партий аналитики КИУ за октябрь-декабрь 2018 года обнаружили 272 новости, в которых идет речь о таких действиях, к примеру, раздаче определенных товаров. «Поскольку такие действия происходили до официального начала избирательной кампании, юридически мы не можем сказать, что это был подкуп избирателей. Но по факту мы понимаем, что политики провели массированную скрытую агитацию», – отметил Денис Рыбачок.

Среди возможных проблем на выборах – аномальное количество членов участковых и окружных избирательных комиссий. По словам Алексея Кошеля, окончательное количество кандидатов может составлять 50 и более. Согласно законодательству, в состав избирательных комиссий должны быть включены представители всех кандидатов в президенты. «К сожалению, парламент проигнорировал наше обращение и позицию ряда других общественных организаций о необходимости внесения технических изменений в закон о выборах […]. Таким образом, теоретически мы можем получить избирательные комиссии в составе 30-40-50 членов, и возможные проблемы технического и организационного характера», – отметил Алексей Кошель.

По словам аналитиков КИУ, есть риск провокаций со стороны фейковых наблюдателей. На сегодня разрешение на наблюдение за выборами получили 139 общественных организаций, из них 131 – на работу на всей территории Украины. Это в 13 раз больше, чем на внеочередных президентских выборах в 2014 году. Часть этих организаций были зарегистрированы в пределах месяца-полугода до старта избирательной кампании. «Таких примеров десятки, поэтому мы имеем основания говорить, что целью некоторых наблюдателей на выборах будет не объективное и беспристрастное освещение процесса, а работа на определенных политиков, создание информационных провокаций и деятельность, направленная на делегитимизацию избирательного процесса и создание недоверия к выборам», – отметил Денис Рыбачок.

Аналитики КИУ призвали всех должностных лиц и участников избирательной кампании воздержаться от заявлений о количестве выявленных нарушений, если они не подкреплены фактами и деталями – чтобы не допускать спекуляции по поводу количества и масштабов нарушений.

По мнению Алексея Кошеля, в Украине недооценивают масштабы возможного российского вмешательства. Это может быть не только теневое финансирование, информационное воздействие и кибервмешательство, но и массовые сообщения о заминировании избирательных участков.

 

Оставить комментарий

*

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не доступны.
Материалы по теме: Возможности для админресурса, непрозрачность финансирования, провокационные сообщения о «подкупе» — избирательная кампания в феврале
(Не)выйти за пределы: кандидаты в Президенты обещают больше, чем им может позволить Конституция Украины
В Днепре состоится круглый стол «Пути уменьшения стоимости избирательных кампаний в Украине»
Днепровский политолог презентовал книгу «Выиграй выборы! Книга первая. УЗНАЙ до начала кампании»
Основні проблеми виборчої кампанії: реєстрація кандидатів, підкуп та адмінресурс