Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Вибори      Євроінтеграція     Реформи     Транспорт     Децентралізація     Кадрова політика     COVID-19


В Днепре эксперт рассказал, как оценить работу депутата горсовета и правильно выбрать нового

21 августа, в медиа-центре Информатор эксперт по местному самоуправлению Станислав Абрамов рассказал, как правильно выбрать нового депутата городского совета и оценить работу старого.

Каковы задачи депутата городского совета и какие у него есть полномочия

По словам Станислава Абрамова, деятельность депутатов городского совета описывается законом о местном самоуправлении.

«К сожалению, не все кандидаты в депутаты горсовета читают этот закон, а граждане далеко не всегда понимают задачи и полномочия депутата городского совета. В Днепре, как в любом городе Украины, есть Днепровский городской совет. И его задачи – выполнение функционала, связанного с жизнью и деятельностью города. Иными словами, город Днепр полностью обслуживается городским советом, такова его роль и услуга, предоставляемая жителям города.

Депутаты, как коллегиальный выборный орган, поскольку люди их в горсовет избирают, определяют векторы развития города. И определение этих векторов – исключительная прерогатива депутатов горсовета. Депутаты горсовета – не чиновники и они не выполняют работу, возложенную на служащих исполкома городского совета. Но они следят за реализацией выбранных векторов развития города. Они также определяют бюджет города, траты на год на культуру, медицину, образование, благоустройство города. Вот в этом и заключается деятельность депутатов городского совета», — пояснил Станислав Абрамов.

Как депутат горсовета может реализовать пожелания жителей своего округа

«Дело в том, что депутаты городского совета избираются не от определенного округа. Они являются депутатами сразу от всего города. Однако их закрепляют за одним из 64 округов по количеству депутатов горсовета. Это делается для того, чтобы жители каждого округа знали своего депутата, который должен до общего депутатского корпуса доносить их пожелания.

Граждане имеют возможность прийти на прием депутата либо его помощника, передать им пожелания жителей округа, которые депутат обязан вынести на сессию горсовета либо уполномочить определенный орган исполкома решить этот вопрос, если он не требует вынесения на сессию. Также для решения той или иной проблемы существует такой механизм, как депутатский запрос.

Есть еще такой инструмент, как петиция горожан по решению какого-либо вопроса, которая должна быть вынесена на сессию, если соберет определенное количество голосов за определенное время голосования жителей на сайте горсовета за нее», — рассказал Станислав Абрамов.

Как правильно оценивать работу «своего» депутата городского совета

«Депутат должен раз в год отчитываться перед избирателями по месту, где он проводит личный прием граждан. Таким образом за каденцию депутат должен отчитаться 4-5 раз. Это – срез его работы за год. Кроме того, такие отчеты обязательно публикуются на сайте городского совета.

Параллельно граждане могут зайти на сайт горсовета и посмотреть, какое количество проектов было инициировано их депутатом, в скольких голосованиях и как он принимал участие. По совокупности этих данных люди могут оценить эффективность работы данного депутата», — сказал Станислав Абрамов.

Обязан ли депутат горсовета заполнять декларацию

«Депутат городского совета обязан подавать на сайт НАПК декларацию о доходах, с которой там можно ознакомиться. Там есть декларации всех госслужащих и депутатов всех уровней, а также граждан, которые обязаны подавать декларации», — говорит Станислав Абрамов.

Поменяются ли задачи и возможности местных депутатов в связи с укрупнением районов

«Районы укрупнены не в городах с делением по районам, а только в пределах областей. Функционал депутатов новых райсоветов не меняется, поскольку он регулируется все тем же законом о местном самоуправлении. Просто деятельность депутата распространяется на скорректированную территорию», — говорит Станислав Абрамов.

Как изменится теперь общение депутатов с избирателями

«Законом не описано, что ситуация с общением депутатов с избирателями будет меняться. Меняется порядок проведения выборов, но не функционал самих депутатов. При формировании избирательных списков по округам изменения касаются только предвыборной части. Те же кандидаты, которые будут избраны депутатами местных советов, будут работать по тому алгоритму, как и ранее. Даже если на каком-то округе после укрупнения не окажется депутата, жители смогут обратиться к любому депутату местного совета, поскольку их деятельность распространяется сразу на всю территорию данного местного совета в отличие от народных депутатов, избранных по мажоритарным округам. Более того, граждане могут напрямую обращаться к городскому, поселковому или сельскому голове», — подчеркнул Станислав Абрамов.

Как не ошибиться при выборе депутата местного совета

«Это – самый сложный вопрос в силу его субъективности. Но если говорить об общих принципах, то избирателю нужно четко понимать, кого он выбирает.

Если идет подкуп «плюшками» — новыми лавочками во дворах, детскими площадками, то этот кандидат вкладывает в эти «плюшки» свои личные деньги, которые потом, став депутатом, он будет стараться «отбить».

Если избиратель хочет, чтобы депутат реально работал на его округ, то кандидат должен быть человеком, критично не зависящим от своего или чьего-то вложенного в него ресурса. Только в таком случае он будет направлять свои усилия на выполнение требований избирателей. Кстати, таких депутатов в том же Днепровском горсовете не так уж и мало.

А дальше все решают личные симпатии или антипатии избирателей», — порекомендовал Станислав Абрамов.

Куда можно жаловаться на бездеятельность своего депутата

«Депутаты местных советов, в отличие от народных депутатов Верховной Рады, на работу в орган местного самоуправления не устраиваются. Их депутатство – общественная нагрузка. Поэтому их ответственность в этом плане только политическая.

Есть один механизм, прописанный в законе о местном самоуправлении, — отзыв депутата. Отзыв инициируется избирателями данного населенного пункта, в нашем случае – жителями Днепра. И политическая партия, к которой относится депутат, отозвать которого хотят, имеет право отозвать такого депутата, заменив его на следующего по своему партийному списку.

Это – очень сложный процесс, однако у нас был прецедент, когда в Каменском отозвали одного такого депутата горсовета нынешнего созыва. Жаловаться на то, что депутат не ходит на сессии можно лишь в комиссию по депутатской этике. Но там его за это могут только пожурить и не более того. Единственный путь – отзыв депутата», — пояснил Станислав Абрамов.

Получают ли депутаты деньги на решения проблем округа

«На самом деле у депутатов нет денег на решение проблем их округов. Просто у депутата есть право требовать выделение определенной суммы из местного бюджета на выполнение требований его избирателей.

Однако это решение должно быть принято, допустим, городским советом. Если горсовет не проголосовал за возможность выделение из бюджета определенной суммы на запросы каждого округа, то никаких «депутатских» денег не будет. И во многих городах страны «депутатских» денег нет.

Если же депутаты за создание депутатского фонда проголосовали, то сессия устанавливает размер суммы из такого фонда на выполнение требований избирателей каждого округа. В Днепре в этом году – 2 миллиона гривен на год на каждый округ, всего 128 миллионов гривен на весь город. И только в пределах 2 миллионов гривен депутат может выполнять запросы избирателей закрепленного за ним округа. При этом депутат лично принимает решение, какой из выставленных ему запросов лучше выполнить. Или, если позволяет сумма, несколько таких запросов. Есть еще такой вариант: когда несколько депутатов складывают свои «депутатские» деньги на какой-то один крупный проект, например, закупку дорогостоящего оборудования в больницу.

Но надо понимать, что все решения о выделении каждой суммы из «депутатских» денег подписывает лично городской голова. Если его визы на запросе не будет, то и никаких денег не будет. Кроме того, есть примеры, когда депутаты сами не реализуют эту возможность. В таком случае «депутатские» деньги такого депутата просто переводятся на другую общегородскую программу.

И еще: депутат может решать проблемы своего округа не только в пределах своего депутатского фонда. Он может добиться, например, включить в титул на ремонты на следующий год дороги на своем округе, крыш и фасадов домов, лифтов. Кроме того, каждый депутат входит в какую-то постоянную депутатскую комиссию, где может лоббировать интересы жителей своего округа. Может направлять депутатские запросы или обращения в любой из департаментов или КП горсовета», — рассказал Станислав Абрамов.

Как правильно оценить работу депутата за год

«Если для округа выполнено депутатом улучшений только на его 2 миллиона депутатского фонда, то это – минимум, что он реально для округа мог сделать. Если он делает еще что-то помимо этих 2 миллионов гривен, то это уже значительно лучше.

Ну, а если депутат не сделал ничего для округа даже на те 2 миллиона, то он просто год ничего не делал. А это уже повод задуматься, нужно ли его переизбирать на следующую каденцию», — посоветовал Станислав Абрамов.

 

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: Депутат Криворожского горсовета заявил о сдаче мандата
В Каменском депутат горсовета проголосовал за выделение земли близкому лицу
На Днепропетровщине съезд БПП отозвал депутата-прогульщика