Новый Формат

     СПЕЦПРОЄКТИ:      Вибори      Євроінтеграція     Реформи     Транспорт     Децентралізація     Кадрова політика     COVID-19


Инклюзия в Днепре: как учатся дети с инвалидностью

У людей с инвалидностью гораздо больше проблем, чем мы можем себе представить. Государство стремится уравнять наши права на законодательном уровне. Но на этапе исполнения появляется множество моментов, которые урезают возможности. И снова в «слепой зоне» оказываются те, у кого эти возможности и без того ограничены, пишет Информатор.

Два года назад в Украине приняли Закон об инклюзивном образовании. Это реформа, которая помогает детям с инвалидностью учиться в общеобразовательных классах и адаптироваться к жизни в обществе. В некоторых программах их называют «детьми с особенными образовательными потребностями». Для того чтобы эти потребности удовлетворить, в школах начали работу:

  • ресурсные комнаты
  • ассистенты, которые индивидуально занимаются с детьми
  • инклюзивно-ресурсные центры (помогают ребенку в образовании и развитии, оценивают его состояние, консультируют родителей и педагогов)
  • дефектологи, психологи и другие специалисты, оказывающие дополнительную помощь

Несмотря на четко отработанный алгоритм действий, в цепочке воспитания детей с инвалидностью всегда находится «слабое звено», которое влияет на конечный результат. Это неосведомленные родители, неподготовленные специалисты или незаинтересованные в реализации программы власти. Но обо всем по порядку. Информатор выяснил, в чем заключается суть инклюзивного образования, и что с ним не так в Днепре.

КАК ПРОХОДИТ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Мы поинтересовались условиями инклюзии в школе в Департаменте гуманитарной политики. Прежде всего родителям нужен вывод о комплексной оценке развития ребенка — его можно получить в инклюзивно-ресурсном центре после прохождения комиссии. Далее они пишут заявление и подают эти документы в школу. Стоит отметить, что «директор не имеет права отказать родителям ребенка с «особенными образовательными потребностями»  и должен открыть инклюзивный класс, даже если до этого его не было». В противном случае директор нарушает Закон Украины «Об образовании», и тогда родителям следует обратиться к органам государственной власти или владельцу школы, если она частная. Найти ассистента — также забота руководства школы.

Вообще на один инклюзивный класс предусмотрен один ассистент. Но в случае, если у ребенка наблюдаются сложные нарушения, для индивидуальной работы с ним могут нанять отдельного человека на дополнительной ставке.

В инклюзивном классе могут учиться:

  • 1-2 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психо-речевого развития, проблемами слуха или зрения, легкими интеллектуальными нарушениями
  • не более 2 детей незрячих, глухих, с тяжелыми нарушениями речи (в том числе и с дислексией), расстройствами аутистического спектра, другими сложными нарушениями развития (нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата вместе с интеллектуальными нарушениями или задержкой психического развития) или тех, кто передвигается на «колясках».

Отсутствие статуса инвалида — не повод отказывать ребенку в инклюзии. Даже если у него есть определенные нарушения, то по решению комиссии его могут включить в инклюзивную группу.

В комплексной оценке есть рекомендации, по которым ребенку назначают специалистов для дальнейшего развития. Среди них могут быть ассистент учителя, психолог, дефектолог, логопед и так далее. Все они должны иметь специальное образование. Команда сопровождения ребенка (в которую и входят вышеперечисленные специалисты) разрабатывают индивидуальную программу в зависимости от особенностей ребенка. Но в целом она соответствует школьному плану. Повторное комплексное оценивание уровня ребенка может проводить инклюзивно-ресурсный центр по инициативе родителей или по решению команды сопровождения.

Также в Департаменте гуманитарной политики не упустили возможности похвастаться: в 2020 -2021 году в учреждениях Днепра обучается рекордное число детей с особенными образовательными потребностями. Так, в 90 школах учится 510 детей. Для них работает 390 инклюзивных классов. 75 «инклюзивных» детей посещают детские сады. Стоит отметить, что количество ассистентов приравнивается числу инклюзивных классов — 390 сотрудников. В образовательных учреждениях работает 61 ресурсная комната и 35 медиатек. В городе создано 2 инклюзивно-ресурсных центра.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

К сожалению, программа инклюзивного образования, равно как и любая другая реформа в нашей стране, красива только на бумаге. По мнению главы ГО «Ангел ребенка» Надежды Алексеевой, в Днепре ничего не делается для ее реализации, и проблемы есть буквально на каждом этапе.

Что касается кадров, то местная власть не хочет вкладывать деньги в тренинги и семинары, которые могли бы повысить уровень знаний специалистов. Для начала нужно разработать программу, нанять и заплатить тренерам, создать методический центр и на его базе обучать специалистов, чтобы они уже внедряли эту программу на местах. «Для этого нужна городская программа. Это должен сделать Департамент гуманитарной политики — вкладываться в развитие специалистов. Где эти предложения? Я с ними общаюсь. Я привозила семинары, привозила, что могла. Но я все время что-то привожу, что-то рассказываю, а здесь ничего не остается: поговорили и разошлись», — сказала Надежда Алексеева. Не мотивирует педагогов и зарплата. «Если у специалиста зарплата 5 тысяч гривен, то он не готов вкладывать себя в развитие».

Также она выразила свое мнение по поводу работы инклюзивно-ресурсных центров, которые не выполняют свои функции в полном объеме. В Днепре по нормативам их должно быть 8, а не 2. Как результат — центры загружены, очередь детей расписана на 8 месяцев вперед, а без комплексной оценки специалистов на базе ИРЦ они не могут пойти в школы. Это не говоря уже о других функциях центра, которые должны, но не могут быть реализованы, —  помощи педагогам, родителям и детям. «Я не видела пока политической воли, чтобы кто-то хотел решать этот вопрос. Помощь от общественного сектора всегда идет — я имею в виду мам и общественных активистов. Вопрос в том, кто ее хочет принимать».

Стоит отметить, что в Положении об инклюзивно-ресурсном центре указаны четкие пропорции, согласно которым на 12 тысяч детей в городе и 8 тысяч детей в объединенно-территориальных громадах должен работать хотя бы 1 ИРЦ.

Проблемным является и вопрос инфраструктуры для людей с инвалидностью. Его уже можно назвать вечным: сколько бы эта тема не поднималась в журналистских материалах и сколько бы политики не пиарились на ней во время предвыборной кампании, во многих школах до сих пор нет пандусов, лифтов и специально оборудованных туалетов.

 

Залишити коментар

*

Ви можете пропустити до кінця та залишити відповідь. Pinging у даний час недоступні.
Матеріали за темою: В Магдалиновке работает современный инклюзивно-ресурсный центр – Валентин Резниченко (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Как Днепр стал одним из лидеров во внедрении инклюзивного образования в Украине
На Днепропетровщине обустроили 30 инклюзивно-ресурсных центров для развития детей с особыми образовательными потребностями
Днепропетровщина имеет самые высокие показатели в Украине по внедрению инклюзивного образования — Марина Порошенко
Днепропетровщина — лидер Украины по внедрению инклюзивного образования — Марина Порошенко